Маэлгон (maelgon) wrote in kinoclub,
Маэлгон
maelgon
kinoclub

Categories:

“Зодиак” | “Zodiac”


“Зодиак”
(США, 2007)
Режиссёр: Дэвид Финчер
В ролях: Джейк Гилленхаль, Марк Руффало, Роберт Дауни-мл., Хлои Севиньи, Энтони Эдвардс, Брайан Кокс
Композитор: Дэвид Шайр

maelgon пишет:

Летом 1969 года в редакцию газеты San Francisco Chronicle поступило анонимное письмо, автор которого брал на себя ответственность за несколько убийств совершенных в разное время в пригородах Сан-Франциско. К письму прилагалась криптограмма, содержащая текст со словами “Я люблю убивать людей, потому что это очень весело”. Убийства продолжились, слава таинственного преступника, прикрывавшегося псевдонимом Зодиак, всё росла (деяния убийцы даже послужили основой для фильма “Грязный Гарри” с Иствудом), а на его след безуспешно пыталось выйти множество людей. Среди них: детектив Дэвид Тоски (Марк Руффало), репортёр Пол Эйвери (Роберт Дауни-младший) и газетный карикатурист Роберт Грейсмит (Джейк Гилленхаль), продолживший расследование, даже тогда, когда все прочие от него отказались, и положивший на это в итоге более 20 лет своей жизни.

Именно на трудах Грейсмита, живущего по сию пору и написавшего две книги по материалам расследования, базируется самый монументальный на сегодняшний день проект Дэвида Финчера, с головой ушедшего в работу после выхода в 2002 году коммерчески правильной, но какой-то безжизненной “Комнаты страха” (съёмки начались в августе 2005 года; за это время другими режиссёрами было выпущено ещё две ленты про неуловимого маньяка). Впрочем, велик риск, что и данная работа будет достаточно прохладно принята поклонниками “Бойцовского клуба” и “Семи”: на протяжении двух с половиной часов Финчер обстоятельно, шаг за шагом воссоздает на экране картину даже не самого преступления, а его расследования, по сути иллюстрируя протоколы уголовного дела и рассматривая не одну, но сразу все версии происшедшего. Зодиак так и не был пойман (а дело и на сегодняшний остаётся незакрытым в нескольких городах, где орудовал маньяк), и достоверно неизвестно был ли он один или же получившим печальную известность прозвищем прикрывалось несколько человек; сам Грейсмит уверен, что настоящий убийца изобличён, но, возможно, в итоге Роберт оказался не менее одержимым, чем тот, кого он столь долго преследовал. Так что однозначного ответа здесь нет, да Финчер и не стремится его оглашать. Неторопливо ведя зрителя сквозь череду годов, чей стремительный бег тщательно фиксируется титрами, режиссёр, который из просто талантливого самородка, похоже, превратился в по-настоящему большого художника, рассказывает о том, что настоящее зло не обязательно носит мистический, инфернальный характер – оно может быть обыденным. Просто, как замечал ещё известный своим пессимизмом философ Шопенгауэр, “человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы”.

bender_vsop пишет:

“Зодиак”, вне сомнения, кино про которое можно сказать: "идите смотреть". Да, истории про маньяков - одна из популярнейших тем кинематографа; да, все эти истории давно приелись; да, большинство подобных фильмов может пройти мимо вашего внимания незамеченными лишь на одном основании - про маньяков. Так чем же интересен “Зодиак”? Подходом к истории, точнее - углом зрения и методом изложения. Главная составляющая фильмов про маньяков - нагнетание атмосферы безысходности для жертвы и постоянного напряжения для зрителя, в “Зодиаке” же, как нигде в другом месте, зрителю покажут сцены расправ над невинными жертвами в качестве дополнения к действию, для создания атмосферы интереса и скорее для напоминания - мол, не забыли, что кино-то у нас про маньяка?

Фильм, основанный на реальных событиях, показывает вполне реальные же механизмы действия в обществе - две основные линии истории про то, как пресса делает из безликого убийцы знаменитого на несколько штатов Зодиака, и то, как честным полицейским приходится противостоять капиталистической машине бюрократии, зверю, о котором по ходу фильма складывается впечатление не лучше, чем о главном антигерое.

К слову о персонажах - актерская игра в фильме на очень и очень высоком уровне. Хорошо играют все, а Роберт Дауни-младший (репортер Пол Эйвери) и более того - он блистает. Просто потрясающая роль второго плана, за такие надо давать оскаров, ветви, львов, и что там ещё придумали? К сожалению, блистать он будет только первую половину фильма, не потому, что талант закончится, а потому, что персонаж со сцены действия плавно исчезнет, лишь изредка возникая в дальнейшем как тень отца-героина Грейсмита. А ведь ровно на середине фильма так красиво убрать столь замечательный персонаж могли из нити повествования, дабы в дальнейшем не мучить зрителя угасанием ослепительной роли, но что поделать - на то кино и с оговоркой "основано на реальных событиях".
Кстати, дабы вы не подумали чего - игра Дауни блистает на общем хорошем уровне остальных, а не как, к примеру, в “Параграфе 78” Гоша Куценко на фоне абсолютно серых лиц показывал блеск в глазах на уровне студента театрального училища, доказывая справедливость поговорки “на бесптичье и рак соловей”.

В итоге я считаю, что фильм однозначно годен к просмотру с оговоркой - вы сознательно готовы наблюдать два с половиной часа не очередной экшн, с отвлечением от скудности сюжета изобилием крови, а местами сложное, но очень интересное игровое кино. Для меня теперь Финчер это не только “Бойцовский клуб”, теперь это ещё и человек, сумевший очень свежо показать давно избитую тему.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments