Jonathan Glover (salmysh) wrote in kinoclub,
Jonathan Glover
salmysh
kinoclub

Category:

"Irina Palm" или игра в кинокритика

Шёл на драму, оказался на весёлой комедии, вернее – на трагикомедии, жанре так горячо любимом бразильскими и индусскими кинематографистами. Фильм «Ирина Палм»  - кино сугубо европейское, точнее сказать, британское, но от смешного до трагического в нем тоже один шаг. Правда, в отличии от своих южных страстных собратьев по камере и хлопушке, любящих рисовать человеческие эмоции малярными кистями,  картина малоизвестного бельгийского режиссёра Сэма Гарбарски  - тонкая филигранная работа, изобилующая игрой полутонов и психологическими нюансами, а нравственные вопросы сюжетного кино «хорошо или плохо» вынесены за скобки: проблемы героев и перипетии сюжета предстают перед зрителем в релятивистском освещении, проще говоря -  все относительно,  все – и плохое, и хорошее – одновременно,  как в жизни.

  Убедительную, остроумную,  неподражаемую «Ирину Палм» можно было бы даже рекомендовать к просмотру бабушкам и дедушкам, не будь синопсис картины столь уж щекотливым:

бедная добропорядочная английская пенсионерка Мэгги ( британка Маринна Фейтфул, муза Мика Джаггера и Дэвида Боуи, превосходная певица и отличная актриса), дабы спасти своего умирающего  внука  и отчаянно нуждающаяся в  деньгах для его срочной госпитализации в Австралию, устраивается на не совсем обычную работу в один из секс-клубов Сохо. Его владелец Мики ( сербский актёр Мики Майнолович, любимец Кустурицы) подсмотрел в Токио одну идею по оказанию сексуальных услуг и воплотил её на лондонской земле, шутки ради предложив случайно забредшей в логово разврата пожилой наивной даме поработать руками и параллельно объясняя ей лексическое значение слова «эвфемизм»: кабинка, на уровне паха дырка в стене, клиент просовывает туда свой ценный инструмент, задача бабули  - «массаж» рукой вплоть до полного «изнеможения»  за 800 фунтов в неделю. Так начинается фильм.  Ну чем не драма? Чем не комедия? Кстати, в Москве на Белорусском или Павелецком вокзалах в мужском туалете тоже самое круглосуточно, но бесплатно и ртом, правда бабушки-божьи одуванчики не за перегородкой в соседней кабинке, а за кассой на входе невинно поливают цветочки, но в России про это кино не снимают.

 Добрая Мэгги, готовая на все тяжкие ради родного чада,  тоже любит цветы и приносит на своё рабочее место горшок, прибивает  к грязной стене любимую картину с пасторальными пейзажами в рамке и , удобно устроившись перед дыркой, наловчается работать одной правой так, что одной левой чуть ли не вяжет одновременно носки. Брезгливым зрителям бояться нечего – никакой клубнички, даже спермы на экране не увидеть, только монотонный , однообразный, неинтересный труд обычного работника коммерческого секса.  Правда,  Мэгги не совсем обычная тётка за 50  и помимо душевной теплоты обладает, как выясняется, ещё одним талантом. Все дело в её волшебных руках, благодаря которым слава о ней быстро распространяется по всей британской столице среди любителей быстрых острых ощущений. Мики, дабы разжечь воображение публики, дает неизвестной « юной красавице» имя Ирина Палм и только успевает подсчитывать деньги. В конце фильма  все будет хорошо: и любовь, и мир, и счастье, а  главное – внук спасён.

 На фоне кризиса европейского кино, где хорошим тоном стало снимать бесконечные картины про страдания гомосексуалистов,  тяжёлую судьбу восточноевропейских диссидентов при злом СССР или рефлексии интеллектуалов на тему гуманизма, удивительная картина «Ирина Палм» стала на прошедшем «Берлинале» глотком свежего альпийского  воздуха среди континентального смрада «высокого искусства».  Но , как водится на кинофестивалях в последнее время, фаворита  прессы и зрителей прокатили по полной, отдав даже бесспорно заслуженную награду Фейтфул за лучшую женскую роль другой актрисе за куда менее интересную и яркую работу. Увы, практика обделять призами лучшие фильмы не нова. А в том, что эта картина принадлежит к их числу, сомневаться не приходится. Как и все гениальное , это простая человеческая история про самых обычных людей, рассказанная и показанная простыми кинематографическими средствами, но одновременно это и сложная многоуровневая эмоциональная конструкция, ювелирно точно балансирующая на грани смеха и слез и мастерски исполненная выдающимися актёрами современности, не оставляющая равнодушным ни одного зрителя и пробуждающая в нем ставшее таким редким в кино чувство, как сопереживание. Проверено на себе – рекомендовано всем!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments