Inglourious Basterd (rodion_z) wrote in kinoclub,
Inglourious Basterd
rodion_z
kinoclub

Categories:

Мистификация (The Hoax)

2006
Реж.: Лассе Халльстрем
В ролях: Ричард Гир, Альфред Молина, Марша Гэй Харден, Стенли Туччи

Клиффорду Ирвингу (Ричард Гир), несмотря на столь «писательскую» фамилию, явно не везет с издателями. Они не видят его литературных талантов и отказываются печатать его очередную книгу. Доведенный до белого каления всей этой мировой несправедливостью, он в припадке гнева, граничащего с отчаянием, бросается фразой: «Я работаю над важнейшей книгой века». Понимая, что такие заявления приведут его либо к вершине успеха, либо к безоговорочному концу карьеры, Клиффорд решает идти «ва-банк» и придумывает «книгу века». Века, в котором жила одна из самых загадочных, богатых и могущественных личностей – Говард Хьюз – мультимиллиардер, авиатор и затворник. Проблема – Говард уже около 15 лет не общался с журналистами – становится превосходством, и Клиффорд начинает водить издателей за нос, убеждая их, что только ему Хьюз доверил написать свою биографию. Конечно, такие вещи воспринимаются с недоверием, поэтому Ирвингу приходится на ходу строить одну из самых наглых мистификаций века…

Фильм «Мистификация» сложно смотреть, не зная всей политической обстановки шестидесятых-семидесятых в США, но сложность представляет лишь понимание определенных нюансов, суть же схватывается предельно четко. Есть Говард Хьюз (да-да, тот же, что в «Авиаторе», только без ди Каприо и на несколько десятилетий старше) – богач со странностями и явно обостренной паранойей. Свои богатства он нажил далеко не самыми законными путями, из-за чего имеет много врагов, судебных исков и ни с кем не общается, а по слухам еще и носит коробочки из-под салфеток, вместо обуви. И есть Клиффорд Ирвинг, который решает: раз никто с Хьюзом не говорил, в свет он не выходит, а в любой суд ему входить опасно – он не сможет помешать написать о себе книгу, и ее никто не сможет проверить на подлинность.

 

Клиффорд начинает копаться в архивах, добывая разную информацию самыми сомнительными путями. Этому посвящена первая часть фильма, и она действительно довольно забавна, но только благодаря Альфреду Молине, который исполняет роль неуклюжего трусливого напарника Клиффорда. Постепенно интрига фильма заворачивается вокруг того, что у издателей появляются все новые и новые поводы сомневаться в правдивости слов Клиффорда. И тут нам уже преподносят мастерство Ирвинга в построении всей этой мистификации и удержании ее на плаву. Сделано это на должном уровне, наглости Клиффорда остается только удивляться, а многоэтажность его лжи сравнима только с небоскребом того самого издательства, которое он дурачит. Но тут каждая из сторон начинает вести свою игру и дело начинает набирать нешуточный политически вес, рискую свергнуть президента Никсона с поста еще до Вотергейта.

Фильм можно отнести к драмам личности, когда мы наблюдаем за развитием одного персонажа и влиянием его действий на свое окружение и сознание. Влияние лжи, которая просачивается во всю жизнь Клиффорда и затуманивает его сознание, стирая границу реальности для него самого, когда он уже не может разобрать, где правда, а где его собственная мистификация, где Говард Хьюз, а где он сам. Должен правда сказать, на фоне бесконечного множества фильмов о раздвоении личности, этот выглядит крайне невыразительно. Так что его главным козырем остается сама мистификация, за развитием которой наблюдать интересно лишь местами. Вот где нам обещают настоящую битву умов – так это в вышедшем 5 июля «Переломе» с Энтони Хопкинсом и Райаном Гослингом. Идем в кино?
P.S. Да, чуть не забыл: врать – плохо. Вот так вот.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments