desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Categories:

Кто вы, мистер Брукс? / Mr. Brooks

Добрый маньяк Кевин Костнер

Амбиции в мире кино достигают иногда неимоверных масштабов. Многие голливудские звезды-актеры, например, пытаются приобщиться к режиссуре или продюсированию фильмов; иначе говоря, им мало быть исполнителями, пусть даже очень знаменитыми, пусть с миллионными гонорарами — ко всему прочему им хочется руководить процессом. Кевин Костнер именно из таких.

Однако, в отличие от большинства коллег, его приобщение к другому ремеслу дает хорошие результаты. По крайней мере, уже первая его режиссерская работа «Танцы с волками» (1990) собрала впечатляющий урожай наград, наиболее примечательные из которых — два «Оскара» за режиссуру и лучший фильм и «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля. И, опять-таки, Костнеру удалось избежать головокружения от успехов: в чистую режиссуру (рискуя быстро превратиться в посредственного фильмодела) он не пошел, сосредоточившись преимущественно на актерской работе. Но, наверное, желание хотя бы иногда создавать фильмы-бенефисы у Костнера не пропало.

«Кто вы, мистер Брукс?», собственно, и является своеобразным экранным бенефисом. Причем актерский состав фильма вполне приличный: присутствует такая незаурядная личность, как оскароносный Уильям Херт; детектива, охотящегося за Бруксом, играет Деми Мур, а жену Эрла — Мардж Хелгенбергер, прославившаяся ролью криминалиста Кэтрин в знаменитом сериале «Место преступления: Нью-Йорк». И все же именно Костнер является протагонистом — он не только исполняет роль Эрла Брукса, но и является продюсером ленты. Для реализации своего нового проекта Костнер выбрал не очень известного режиссера Билла Эванса. Биография последнего довольно интересна: в профессии он уже добрые четверть века, с середины 1980-х, но «Мистер Брукс» — всего лишь вторая его постановочная работа; первая — «Куффс» с Кристианом Слейтером и Милой Йовович — вышла в 1992 году и выдающимся событием не стала.

«Кто вы, мистер Брукс?» заявлен как криминальный триллер. В первую же минуту фильма в титре сообщают, что «Жажда убийства вернулась в мозг мистера Брукса. А впрочем, она его и не оставляла». И сразу же проявляются определенные сюжетные нарушения. Уже сам этот титр является таким нарушением. Ведь вся прелесть триллера — в постепенно нарастающем напряжении, в определенной тайне, которая раскрывается не сразу. Истинное положение вещей проясняется слишком поздно, что и приводит к катастрофическим последствиям. Здесь же мы с самого начала знаем, кто убийца. Мало того, более-менее понятна и логика его поступков — ведь они активно комментируются мнимым альтер-эго преступника, эдаким демоном-искусителем по имени Маршал в прекрасном исполнении вышеупомянутого Херта. Очевидно, главная интрига в другом, что вытекает из самого типа актерского дарования Костнера. Для него роль жестокого злодея, серийного «Убийцы с отпечатками» несвойственна. В подавляющем большинстве его герои весьма позитивны, а если и прибегают к насилию, то только во имя добра и справедливости. А тут — такое. При этом актер даже не делает попыток как-то вжиться в образ преступника — ничего подобного. Ни одного зловещего намека. То есть перед нами все тот же супермен Костнер, а не убийца Брукс.

Поэтому, видимо, определяющий вопрос — одолеет ли мистер Брукс, человек почти во всех смыслах примерный (успешный бизнесмен, любящий отец и муж), своих демонов? Поскольку его патология не только заразна, она еще и наследственная. То есть, у авторов фильма прослеживаются амбиции не только насчет триллера, но и в направлении психологической драмы. И все бы хорошо, но ведь Костнер слишком статичен в своем героическом амплуа. Все эти упреки совести, одинокие молитвы, при случае дьявольский смех остаются эдакими драматургическими украшениями, почти не подкрепленными актерской работой. Этот Брукс остается всегда спокойным и невозмутимым — и когда совершает зло, и когда пытается его искупать. Ловишь себя на досадной мысли, если бы поменять их с Маршалом местами, это было бы просто идеально: Херт бы блестяще сыграл реального маньяка, а Костнер — его недремлющую совесть.

Фильм спасают три вещи. Во-первых, высокий уровень актерской игры, что с таким составом неудивительно. Во-вторых, неожиданно жесткая развязка, которая оставляет и героя, и сюжет в крайне напряженном и подвешенном состоянии. В-третьих, в одном из интервью Костнер отметил, что фильм «Кто вы, мистер Брукс?» является лишь частью трилогии. Если так, то это объясняет и определенные драматургические пробелы, и предоставляет возможности для развития сюжета; например, события, разворачивающиеся в этой картине, могут оказаться галлюцинациями героя, или его кошмарным сном, а убийца на самом деле — кто-то другой и тому подобное. То есть, следить за развитием этой истории интересно. Вот только бы Костнера кто-то лучше контролировал.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments