человек у монитора (uphill) wrote in kinoclub,
человек у монитора
uphill
kinoclub

Feel Like Going Home (2003, реж. Мартин Скорсезе)

"I'll never get out of these blues alive"
John Lee Hooker



Этот фильм - продолжение цикла документальных лент об истории блюза. На этот раз режиссер Мартин Скорсезе сам отправляется по дорогам блюза в сопровождении молодого блюзмена Кори Харриса; вместе они хотят выяснить, откуда берет начало блюз, потому что "нельзя знать, куда идешь, не зная, где уже был". Они начинают свой путь в Дельте Миссиссипи, а заканчивают в Африке, Мали, и везде их радушно принимают и делятся самым ценным, что есть у черного человека - своей музыкой.

А зарождался блюз в полях, за сбором хлопка. Когда казалось, что жизнь - это сплошная пропасть, хозяин бьет, есть нечего, дети плачут, хлопковые поля от восхода до заката, и остается только повеситься на дереве. Вот тут-то и приходило спасение от Бога, и спасением этим был блюз. Удивительно, насколько органичен черный человек в музыке, как ловко он преобразует любую деревяшку в музыкальный инструмент, и какие грустные, пронзительные звуки из него извлекает своими большими, натруженными руками. Старый блюзмен рассказывает, что блюз был в то время еще и способом выражения недовольства по отношению к хозяину. Напрямую критиковать хозяина было невозможно, а в песне достаточно заменить слово "хозяин" на "бэйби" - и готово: "Моя детка меня не любит, плохо обращается со мной... Она забирает у меня все мои деньги, которые я зарабатываю тяжелым трудом..."

Музыка африканских негров - это тоже блюз, он также рождается в момент сильной печали, но этот блюз другой. В нем поется прежде всего о любви, о любовной тоске, о сострадании тяжелой доле своих братьев, о шелесте ветра в деревьях, о плавном течении воды в реке. Африканским неграм не пришлось пройти через рабство, их свобода всегда была с ними. В музыке американских блюзменов больше тоски, тоски по свободе, тоски по утерянному дому. Но несвободен ли черный человек в действительности? "У нас можно забрать деньги, можно забрать еду, можно лишить нас дома, можно поставить на колени. Но у нас никогда нельзя забрать нашу музыку".

Человек жив до тех пор, пока жива его культура. Очень жаль, что со смертью каждого представителя этой культуры "умирает целая библиотека". Но если блюз дается черному человеку Богом - значит, даже после смерти блюз останется с ним, а может, именно тогда его душа успокоится, и он наконец-то вернется домой, куда стремился всю свою беспокойную жизнь.

В фильме используются архивные записи Muddy Waters, John Lee Hooker, Son House, Johnny Shines, Otha Turner и многих других.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment