desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Categories:

«Глюки»/ “Bug» (реж. Уильям Фридкин)

История болезни и любви

Прокатное название нового фильма Уильяма Фридкина – «Глюки», хотя оригинальное намного точнее и объемнее — Bug, что можно перевести и как “жучок” (в обоих смыслах — насекомое и подслушивающее устройство), и как “ошибка”, и как “безумие”. Любой из этих переводных вариантов был бы более уместным.

Ведь речь идет здесь именно о безумии и о жуках. Одинокая Агнес (Эшли Джадд) знакомится с отставным военным Питером (Майкл Шеннон). Кажется, он единственный, кто способен навести порядок в ее личной жизни. Однако у Питера проблемы с насекомыми, то есть с жучками, — он всюду их видит, ловит, а поймав, внимательно изучает. А все оттого, что они ему не кажутся созданиями природы. И это только начало — потому что дальше сюжет развивается в настолько непредсказуемом русле, что не успеваешь даже удивляться.

Фридкин — настоящая легенда Голливуда. В его активе такие знаковые картины, как “Французский связной” (1971 год, пять “Оскаров”) и “Изгоняющий дьявола” (1973-й, две статуэтки). Его предыдущий фильм “Загнанный” с Томми Ли Джонсом и Бенисио Дель Торо вышел в прокат в 2003 году.
Режиссуре Фридкина присуща особая черта: в сугубо жанровый аттракцион он пытается ввести еще личную драму героев. То есть даже среди стрельбы, погонь, вспышек насилия остается место для “одинокого голоса человека”, для глубоко психологического (а не только сюжетного) обоснования того, что происходит. Учитывая это, “Глюки” — не просто триллер, а еще и история о людях, которых тоже иначе как загнанными не назовешь. Между прочим, это противоречит определенным шаблонам — ведь в ужасах и триллерах действуют вполне благополучные особы, средний класс или студенты колледжей, в безоблачном существовании которых возникают потусторонние неприятности. Здесь же — дешевый занюханный мотель и несколько неудачников. В первую очередь это касается главной героини. Если абстрагироваться от всей “жучиной” лихорадки, то несложно увидеть, что Агнес — человек, фатально лишенный надежды. Мать, у которой украли (а может, и убили — до конца так и не прояснится) сына. Жена, муж которой, Джерри (Гарри Конник-младший) — психопат и преступник. Женщина, полюбившая другого, еще более сумасшедшего парня. Каждая из этих жизненных ролей лежит на ней невыносимым грузом. Количество несчастий растет и растет, пока не достигает критической отметки, и тогда происходит взрыв. К последней трети фильма сложно даже подобрать определение, кроме стандартного — сплошное безумие, тотальная паранойя, хотя нет, вот хорошая характеристика — больная оптика. То, как изменяются обычные, казалось бы, интерьеры, эти моментальные вкрапления неясных и от того еще более тревожных звуков и образов — создает невероятно напряженную и в то же время именно болезненную атмосферу. Безумие сначала инфицирует героев, а затем словно выплескивается из кадра, передается зрителю. В интернете же гуляет басня о том, что члены съемочной группы каждый вечер перетрясали свои кровати, чтобы избавиться от коварных насекомых.

Работа Джадд, учитывая все это, восхищает. Ей не просто нужно было воспроизвести глубину страданий ее героини, но и детально, постепенно, шаг за шагом погрузиться в тот мир, который принес с собой Питер. Что касается последнего, то Майкл Шеннон тоже работает прекрасно, однако в довольно предсказуемом направлении; Агнес-Джадд же меняется разительно. Особое уважение - за сцену развязки, где Джадд приходится играть просто на грани человеческих возможностей — и это выглядит не как фальшивая истерика, а как настоящий прорыв в область иррационального, где обычная логика уже не действует, а история ошибок и безумия получает наилучшее завершение. Потому что когда среди того ада звучат слова “я люблю тебя”, становится понятно, что у Питера и Агнес, несчастных одиноких душ, никому, друг кроме друга, не нужных, другого выхода просто не было. Мир ловил их, но не поймал, а они, возможно, впервые на своем веку смогли распорядиться собственными судьбами.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments