linleague (linleague) wrote in kinoclub,
linleague
linleague
kinoclub

"Возвращение"

(Я, конечно, помню правила, но до нашего проката фильм дошел совсем недавно… Извините, если что…)

В ряду других картин этот фильм поражает прежде всего абсолютной асоциальностью (в смысле отсутствием социального вообще) и внеисторичностью (в том смысле, что описанные события могли произойти в любом пространстве-времени). Персонажи без имен, места действия без названий.. Среда обитания героев предельно обобщена: просто море, просто лес, просто остров. Ничего конкретного. Вообще фильм полон таинственностей и неясностей, которые до конца так и не проясняются, и что хотели сказать этим авторы, тоже для меня осталось загадкой.

Немотивированное появление Отца и его отсутствие на фотографиях, сделанных во время путешествия заставляют усомниться в самой реальности его "возвращения".

Помнится, режиссер где-то в интервью говорил, что сюжет картины "мифологичен". Не сильно ясно, что он имел в виду, но базовая схема волшебной сказки (да здравствует В. Я. Пропп!!) - обряд инициации - прослеживается довольно четко. Вот есть отец-проводник, везет детей на далекий остров, по пути обучая их вещам, которые должен уметь делать каждый мужчина (дать отпор грабителям, вытащить машину из грязи, развести костер и др.), т.е. делает из чад (среднего рода) полноценных членов социума. Обучив же, исчезает из их жизни - за ненадобностью. Собственно, ничего особенного. Та же конструкция лежит в основе любой экранизации комикса (гл. персонаж - препятствия (часто есть "волшебный помощник") - преодолевает - инициация состоялась, ощущает себя Героем).

Можно, конечно, сказать, что картина - это такой манифест конфуцианства, где Отец должен быть Отцом, Сын - Сыном, вода - водой и т.д. Ну, тоже мало что дает. Потому как возврат к первичным вещам порядка и процветания в данном случае не гарантирует, скорее, наоборот.

Насчет визуального ряда... В цветовом отношении фильм почти монохромен - некая смесь грязно-бурого с грязно-голубым. Такая вот русская природа: дожди, дожди, незеленая трава, несинее море... Ну, все уже прошлись по тому, что в этом плане "Возвращение" сильно напоминает Тарковского, со своей стороны добавить мне к этому нечего.

Потрясло лично меня Возвращение полной достоверностью в отношениях между братьями. Мальчики просто поражают своей почти-не-игрой. Фантастическое попадание не только в слова, но и в интонации! Удивительно точно передано, что обида сильнее, если получена от родного брата. Потрясающе достоверно показан конформизм старшего ("почему ты ему веришь?" - "он же взрослый") и бунтарство младшего ("мелкого"), который даже пытается старшим командовать. При этом, конечно, в конце все ответственные решения принимает и исполняет старший.

Я не знаю, почему ни в одной рецензии об этом и словом не обмолвились! Вероятно, ни у одного рецензента нет младшего брата/ сестры, и его не доставала фальшь в изображении подобных отношений. Либо это были иностранные рецензии, но в таком случае основное очарование фильма было у них украдено переводом.

В итоге имеем: сюжет, полный неясностей, и видеоряд, таящий непонятные намеки, вроде как создающий атмосферу саспенса ("вроде как" - потому что я не ощутила). Единственно ценное - это общение двух ребят, предельно достоверное и волнующее своей откровенностью.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments