desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Category:

“Grindhouse”/«Грайндхауз» («Планета страха»+«Доказательство смерти»)

УЖАСНО СМЕШНОЕ КИНО

Результатом этой забавы стала более чем трехчасовая лента «Грайндхауз» (Grindhouse), которая состоит фактически из двух разных фильмов: «Планета страха» и «Доказательство смерти» (Death Proof можно перевести и как «Смертельное испытание»), — плюс несколько разнообразных короткометражных вставок, сделанных разными режиссерами.

Зомби атакуют!

После успеха вампирской мясорубки «От заката до рассвета» в массовом сознании укоренилась мысль: Родригес и Тарантино вместе — это фильм ужасов пополам с боевиком. В «Грайндхаузе» пугать зрителя снова выпало мексиканцу.

Свою часть работы он выполнил в сугубо синефильском, то есть тарантиновском, стиле. Собрал все возможные штампы ужастиков, причем самых дешевых и самых дурацких, так называемой категории «Б» (подобные опусы автор «Криминального чтива» боготворит почти наравне с гонконгскими боевиками), и слепил из них «Планету страха». Образовавшуюся смесь жанровых клише Родригес довел до такой концентрации абсурда, что выглядит это, конечно, не как хоррор, а как стопроцентная черная комедия. Чего здесь только нет! И военная база, напичканная сверхсекретной отравой. И сама отрава — разумеется, отвратительного зеленого цвета. И безжалостные коммандос. И Брюс Уиллис в роли предводителя этих головорезов. И свирепый врач-убийца. И толпы полуразложившихся зомби. И Тарантино — насильник-неудачник, который тоже превращается в несколько килограммов слизи. И крутой парень на мотоцикле (Навин Эндрюс), который задает трепку всей этой пузыреголовой публике. И бдительный шериф, который крутого сначала задерживает, но затем предоставляет ему свободу действий и оружие. И как следствие — много потрохов и выпущенных мозгов. И оторванных конечностей. И рок-н-ролла. И полуобнаженных девушек с автоматами. Несомненная удача — главная героиня, очаровательная брюнетка, у которой вместо правой ноги — скорострельное оружие, каждый раз большего калибра.

Ясно, что связный и понятный сюжет в этой кровавой чехарде погибает одним из первых. Однако режиссер этим, кажется, не особо озабочен. Когда нужно ускорить события — фильм просто обрывается, на экране появляется титр «повреждение пленки», и в следующем эпизоде все начинает гореть и взрываться с удвоенной силой. Да и к чему тут сюжет, честно говоря? Важен сам процесс нагромождения фарша; следишь просто за развитием изобретательности режиссера — кого еще и как именно убьют? И некоторые решения действительно запоминаются: например, использование вертолета как газонокосилки, а солдат-зомби — в качестве собственно газона. Одним словом, всем поклонникам киноаттракционов такого пошиба этот фильм явно придется по вкусу (если здесь вообще уместно говорить о вкусе).

Кроме двух основных лент, как было отмечено выше, в «Грайндхаузе» есть и вставные короткометражки. Проходят они как «анонсы наших будущих развлечений» — рекламные ролики фильмов, уже вроде бы снятых и готовых к прокату. «Планете страха» предшествует трейлер «Мачете», сделанный самим Родригесом. Главную роль в нем исполняет Дэнни Трейо — актер с очень яркой и в то же время зловещей внешностью, который играет плохих мексиканских парней почти во всех проектах Родригеса. В этот раз он воплощает образ наемного убийцы, которому нужно устранить своих многочисленных врагов. Весь «ролик» заполнен стрельбой и метанием мачете и к тому же сопровождается настолько пафосным и непробиваемо серьезным комментарием, что смешно становится сразу. А с таким вступлением отношение ко всему последующему «страху» — соответствующее. Приятного просмотра, как говорится.

Уроки опасного вождения

Еще более смешная «реклама» открывает вторую часть «Грайндхауза». Судя по всему, на предложение мистифицировать зрителя коллеги Тарантино и Родригеса откликнулись охотно и сделали это с большим удовольствием. Как несложно догадаться, «анонсировали» фильмы ужасов. Британец Эдгар Райт, который только что отметился увлекательным комедийным боевиком «Типа крутые легавые», смастерил что-то под названием «Не». Низкий недобрый голос призывает не открывать двери, не заходить в дом и тому подобное, а на экране количество трупов и забавных чудовищ с вытаращенными глазами растет в геометрической прогрессии. Эли Рот, постановщик триллера «Хостел», запрещенного, кстати, в украинском прокате, напустил еще больше страха в своем фрагменте «День благодарения», скомпоновав жареную индейку и школьников — и тех и других режут одним и тем же ножом.

Смешнее всех вышло у Роба Зомби, лидера группы «Белые зомби» и довольно успешного режиссера (названия картин «Дом тысячи мертвецов» и «Изгнанные дьяволом» полностью отвечают их содержанию). Его ролик красноречиво назван «Женщины-оборотни СС». Сразу вспоминается «Ильза — волчица СС» — хит трешевого кино. Все, как и обещано: сплошные эсэсовцы, гестаповцы, свастики, белокурые бестии, чудовища с автоматами, Удо Кир в привычном образе нацистского кровопийцы, а также настоящий Николас Кейдж в роли… полупомешанного китайца (появляется на мгновение, но так, что зал взрывается от хохота).
Что касается Тарантино, то на фоне Родригеса, который отнесся к своей части работы более-менее серьезно, его вклад в картину выглядит несколько легкомысленным. Кажется, Тарантино сделал «Доказательство смерти» как-то так мимоходом, озорничая, чтобы отдохнуть от грандиозных проектов, которые он постоянно анонсирует (например, тех же «Грязных ублюдков» о Второй мировой).

Собственно, героями «Доказательства» вместе с людьми являются также автомобили. Большую часть фильма персонажи гоняют по автострадам, причем с разной целью: одни — чтобы развлечься, другие — чтобы убить. В целом Тарантино не был раньше замечен в излишней тяге к автогонкам, разбитым машинам и каскадерским трюкам. Так что, учитывая содержание, «Доказательство» выглядит ново. Что же касается формы, то тут все узнаваемо — использован прием перестановки частей сюжета, уже отработанный в «Криминальном чтиве». Картина состоит из двух историй, которые связаны образом некоего каскадера Майка (Курт Рассел). Однако это преимущественно женские истории — в каждой из них задают тон боевые и вспыльчивые девушки. Поэтому в первой истории Рассел играет мачо-кавалера, который потом внезапно превращается в чудовище, а во второй — глуповатого озорника, который затем получает по заслугам. Второй сюжет как будто бы должен был предшествовать первому, по крайней мере судя по мотивациям Майка-Рассела, но абсолютной уверенности в этом нет. Слишком уж разболтана вся эта драматургия. Все сцены с девушками — блестящи, а вот когда вступает Рассел (особенно это касается первой половины картины, где больше разговорных сцен), то фильм явно пробуксовывает. Тарантино придумал эффектный образ непредсказуемого каскадера в отставке, но не стал беспокоиться о том, чтобы получше вписать его в сюжет.
В любом случае, это смешное и страшное — или ужасно смешное — кино смотреть интересно. Как и любые другие развлечения Тарантино и компании.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments