Xenofall (xenofall) wrote in kinoclub,
Xenofall
xenofall
kinoclub

Categories:

Жить / Ikiru

Япония, 1952 г.
Режиссёр - Акира Куросава

Этот фильм действительно может изменить вашу жизнь, если вы к этому готовы. Может стать той самой каплей, которая переполняет стакан, той соломинкой, что ломает спину верблюда.


Простая и бесхитростная история о старике по имени Ватанабэ, который вот уже на протяжении двадцати пяти лет не живёт и даже не существует. Он похоронил себя для всех - для коллег по работе, для близких людей и даже для себя самого. Хотя ему самому, естесственно, кажется, что он занят чрезвычайно важным и нужным делом. И лишь оказавшись перед лицом смерти Ватанабэ с ужасом оглядывается на прошлое и осознаёт, что попросту не помнит, на что он потратил все эти годы. Он ищет утешения у сына - но тот похоронил отца уже давно и думает лишь о том, кому достанется дом после его смерти. Ватанабэ кидается в другую крайность - познакомившись в маленьком баре с бедным писателем он вместе с ним погружается в мир ночных развлечений, разгула, напивается, стремясь выбросить из головы мысли о вечной тьме.
Однако, когда наступает утро, Ватанабэ понимает, что всё это - лишь обратная сторона той не-жизни, которую он вёл в конторе и что человек, таскавший его по всем злачным местам города, так же точно в конце жизненного пути будет страдать, не понимая, на что он потратил бесценное время.
И тут Ватанабэ неожиданно для себя сходится с молодой девушкой Тоё Одагири, которая и стала для него нитью Ариадны. Конечно, ни о какой любви речи тут не идёт, она становится для него олицетворением всего того, чего он был лишён все эти двадцать пять лет и всего, чего он вскоре будет лишён уже навсегда. Ватанабэ доставляет удовольствие просто находится рядом с ней, наблюдать, как бурлит в ней молодая жизненная энергия и пытается выведать, в чём её секрет - "Нет никакого секрета. Я просто ем и двигаюсь, вот и всё".

Фильм до краёв наполнен символами и аллегориями.
Не случайно девушки поют "Happy birthday to you!" вслед уходящему Ватанабэ - это действительно его второе рождение, не в физическом, а в личностном смысле.
Не случайно на поминках Ватанабэ его подвыпившие коллеги по конторе клянуться следовать примеру Ватанабэ-сана, начать жизнь с чистого листа и т.д. Сколько раз вы давали себе подобные обещания и сколько раз выполняли их? Вот и у одного из оставшихся трезвым клерка выражение лица весьма и весьма скептическое.
И не случайно в последней сцене этот клерк садиться за свой стол и между ним и зрителем возникает стена из бумаг. Коллеги Ватанабэ так и не смогли проснуться. Видимо, каждому из них необходима своя персональная смертельная болезнь и своя Одагири-сан.

Кроме того, в фильме ярко показаны стороны японской культуры, характерные для того периода - система пожизненного найма ("Ещё бы один месяц - и Ватанабэ мог бы праздновать тридцатилетие своей работы здесь"), заискивание перед тем, кто выше тебя по социальному положению ("Он - единственный, кто посмел возразить самому вице-мэру!"), послевоенная разруха и т.д.

Особое внимание хотелось бы обратить на гениальную актёрскую работу Симуры Такаси, сыгравшего Кандзи Ватанабэ (он, кстати, у меня на аватаре). Чего стоят одни только его глаза, в которых за безграничной покорностью и скорбью, проглядывается несгибаемая воля.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments