Alex Derber (alex_derber) wrote in kinoclub,
Alex Derber
alex_derber
kinoclub

Category:

The Fountain/Источник (2006)



The Fountain (2006)
Реж. Даррен Аронофски
В ролях: Хью Джекман, Рейчел Уэйз, Элен Берстин, Марк Марголис, Клифф Кертис

Судьба третьего фильма Аронофски The Fountain (название неудачно переведено нашими прокатчиками как "Фонтан", в то время как "Источник" было бы намного точнее) складывалась непросто. В 2002 году Даррен утвердил на главные роли (Том и Иззи) Брэда Питта и Кейт Бланшетт, а бюджет картины должен был составить аж $75 млн. Но когда начались съемки у Питта с Аронофски что-то не заладилось и Брэд покинул проект в пользу Петерсена и его "Трои". Работа встала, на съемочной площадке воцарилась двухлетняя тишина.

В 2004 проект разморозили, но с почти вдвое урезанным бюджетом ("всего" $35 млн) и новыми актерами: Хью Джекманом и Рейчел Уэйз. По иронии судьбы Питт и Бланшетт снова встретились на съемках нашумевшего фильма Алехандро Иньярриту "Вавилон", который вышел незадолго до премьеры "Источника".

Действие фильма разворачивается в трех параллельных измерениях, которые не пересекаются между собой напрямую, но лишь по смыслу. Первое относится к прошлому и посвящено благославленному королевой Испании Изабель походу конкистадора Томаса к Древу Жизни. Второе повествует о докторе Томе Крео, который ищет чудодейственное снадобье, способное спасти от смерти его жену Иззи Крео, и относится к настоящему. Третье измерение находится вне времени. Здесь Томми пересекает космос в прозрачной сфере на встречу умирающей звезде, где перерождаются души умерших (впрочем, это может быть и метафорой внутреннего перерождения Тома Крео).

Все три измерения постоянно переплетаются между собой в сложном узоре, но почти ничего общего с модным ныне языком "Магнолии", того же "Вавилона" или "Столкновения", где смешиваются судьбы незнакомых друг другу людей, этот узор не имеет. Он скорее ближе к фильму "21 грамм" уже помянутого выше Ирьярриту, но только несколько сложнее. Соответственно, поэтому и воспринимать фильм довольно трудно, необходимо настроится на определенный лад.

Идейно "Источник" вытекает из ранней работы Аронофски "Пи", где полусвихнувшийся математик искал универсальную формулу жизни. В "Иточнике" Аронофски, кажется, ее нашел. Этот фильм настолько универсален, метафоричен и богат различными смыслами, что трактовать его можно, пожалуй, бесконечно, и каждый найдет здесь что-то свое, так что по нему, при желании, можно легко написать толстую десертацию. Наиболее очевидна метафора круговорота жизни в ее неразрывной связи со смертью, необходимости жертвовать старым ради нового, погибнуть в этой жизни, чтобы возродиться в другой. Картина безумно поэтична, она дает повод задуматься над самыми основами нашей жизни, над тем, откуда она выходит, и куда, в итоге, прибудет. Фильм долго не отпускает после просмотра, его постоянно вспоминаешь, обдумываешь, открываешь для себя что-то новое.

Джекман и Уэйз великолепны! Особенно Джекман, который играет троих, в общем, довольно разноплановых персонажей. Для роли Томми, который путешествует в прозрачной сфере, Джекману пришлось распрощаться с волосами и побриться "под ноль", да и вообще, это, пожалуй, самая сложная роль из трех. Во всех ипостасях он пытается спасти свою любовь, но так или иначе терпит неудачу, хотя в некотором смысле в каждом случае он обретает себя через Древо Жизни или Мировое Древо, которое во многих культурах олицетворяет единство всего мира и связывает наш мир с миром потусторонним. Вот, например, как такое Древо выглядит в германо-скандинавской мифологии (у них оно называлось Иггдрасиль - исполинский ясень):



Так же хочется отметить Элен Берстин (играла в "Реквиеме по мечте") и Марка Марголиса (играл и в "Пи", и в "Реквиеме"), которые так же прекрасно справились со своими задачами, хотя у Марголиса роль совсем маленькая, как, впрочем, и в "Пи", но зато запоминается надолго.

Для изображения космоса Аронофски сознательно отказался от CGI-эффектов и применил уникальную технологию микро-съемки химических реакций. Получилось действительно необычно и как-то очень... "органично". Да и, в конце концов, просто весьма красиво.

Таким образом, если после первых двух работ Аронофски ("Пи" и "Реквием по мечте") у кого-то еще были сомнения, что он Гений, то теперь эти сомнения должны рассеяться окончательно. Даррен Аронофски - гений! И пусть кому-то не нравятся его картины. Для тех, кто понимает, он всегда будет уникальным режиссером с собственным видением того, каким должно быть настоящее кино.

Оценки по пятибалльной шкале:

Работа режиссера: 5+
Актерский состав: 5
Сценарий: 5
Зрелищность: 5
Общее впечатление: 5+
Вердикт: Гениально!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments