Старший Брат Краткости (stabrk) wrote in kinoclub,
Старший Брат Краткости
stabrk
kinoclub

Category:

«Заводной апельсин» («A Clockwork Orange», 1971 г., Великобритания) — кинематографический планктон

 


          Часть 1-я, основная: ФИЛЬМ «ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН» КАК КИНО НИ О ЧЁМ (СМЫСЛ КАК ПЕРХОТЬ)

          «Посоветовали», понимаешь, посмотреть фильм «Заводной апельсин» (1971 г.). В связи с этим хочется лишний раз упомянуть кинокритика Станислава Зельвенского, главредствующего в журнале «Афиша» в Санкт-Петербурге, — например, так: «По-прежнему, правда, хочется посмотреть биографию музыканта, чтобы у него не было детской травмы и чтобы фильм был короче двух часов» [«Афиша», рецензия от 08.02.2006 г. на ленту «Переступить черту» (2005 г.)].
          Смотреть такие фильмы примерно то же самое, что без микроскопа искать в воде жизнь, желая представить всё её возможное разнообразие сугубо умозрительно (в лучшем для зрителя — случае будет жижа, в худшем дистиллят, и самое обидное, псевдозадача распознания перекладывается тоже на зрителя). Когда зритель начинает смотреть на экран, это означает, что он не должен ковыряться от скуки в носу, чтобы найти хоть какие-то выводы и решить за режиссёра, о чём же всё-таки тот снял кино.
          Фильм затянут и передержан, стайка невнятных идей не стоят и той киноплёнки, которую их засняли. А так в целом это чисто английская картина,  т. е.  нудная фабрика по производству смысла, когда нудность сама же пожирает весь нашелушенный смысл, и в этом ключе мало чем отличается от «Фотоувеличения» (1961 г.), которое в «кругах эстетов» считается «это да! главное, долго смотреть!».

          podlec в рецензии от 01.10.2004 г. пишет в kinoclub: «…само название фильма останется загадкой для тех, кто не читал исходник. [А исходник таков: Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин»,герои книг Бёрджесса вышедшие из церкви католики, неудавшиеся поэты и музыканты, горе-учителя, лингвисты, которые проще себя чувствуют в мире слов, нежели в реальном мире, и прочие незадачливые интеллектуалы“.] Что хотел сказать [режиссёр] Кубрик этим фильмом?». Такие же речи о «несоответствии» фильма и лежащего в его основе художественного произведения слышатся о кинематографе постоянно. Как показывает статистика, если охают, что фильм получился «хуже, чем книга» — скорее всего, внимания не заслуживают ни то, ни другое. [В качестве одного из примеров можно привести «идейное»/«концептуальное» (нужное выбрать) «произведение» Чака Паланика «Бойцовский клуб» и его экранизацию.] Самые большие копья ломаются друг об друга при желании подцепить мыльный пузырь.

          Промежуточный вывод: глядение лент типа «Заводной апельсин» и «Малхолланд-драйв» сродни поиску тумана по технологии мытья золота.





          Часть 2-я, факультативная: ФИЛЬМ «МАЛХОЛЛАНД-ДРАЙВ» КАК КИНО РАДИ КИНО (ПЕРХОТЬ РАДИ ПЕРХОТИ)

          Собираюсь, вот, посмотреть фильм «Малхолланд-драйв» (2001 г.) — на него есть рецензия от 11.07.2002 г. у Алекса Экслера.
          Уже сразу настораживает, что режиссёр фильма Дэвид Линч (1946 г. р.), — это тот, кто делал «Твин Пикс», а это, так сказать, кино в чистом виде. Кино в чистом виде это когда сам просмотр фильма становится важнее сюжета тут уж поневоле вспоминается «гений» А. А. Тарковский, к «творчеству» которого применима такая характеристика: когда фильм плохой начинают говорить о режиссёре, а когда и режиссёр плохой начинают говорить о его «гениальности». Как может выразиться в подобном случае С. И. Зельвенский: «Сказать, что всё это плохо, нельзя это чудовищно. Но как пишут в подобных случаях в серьёзных изданиях, побольше бы таких фильмов» [«Афиша», рецензия от 09.05.2006 г. на ленту «Розовая пантера» (2006 г.)].
          На всякий случай укажем, что кино в чистом виде это плохая характеристика, именно так вырождаются фильмы, это крайняя форма развития кинематографа фильм ради самого фильма, кино как времяпровождение, как сон с открытыми глазами. Реплика С. И. Зельвенского: «В Москве, говорят, живёт человек, который умеет понятно пересказать сюжет „Малхолланд-драйв“» [«Афиша», рецензия от 17.05.2006 г. на ленту «Лемминг» (2005 г.)].
          Промежуточный вывод: глядение лент типа «Твин Пикс» и «Малхолланд-драйв» сродни бессмысленному рассматриванию неструктурированного набора красивых фотографий процесс увлекающий, но абсолютно бессмысленный и быстро приедающийся, хотя от нечего делать вполне пригодный.





          Часть 3-я, аналитическая: МОРАЛЬ

          Лучше смотреть кино, снятое ради себя самого, чем кино ни о чём, хотя, положа руку на сердце, и то и другое не заслуживает внимания, хотя и вызывает разговоры о себе. Отсюда правило: нужно посмотреть пару-тройку фильмов каждого «класса» и навсегда забыть о них как о явлении. * (Счетчик посещений Counter.CO.KZ, 17.04.2007 г. — 220)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments