desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Category:

Номер 23/Number 23

Сказка о страшном Джиме

В одном далеком-предалеком американском городе был пустой магазин. А в том магазине лежала книга в красной обложке. А в той книге было написано о кровавых убийствах. А по длинным-предлинным улицам бегал злющий-презлющий пес. А злющего-презлющего пса ловил страшный-престрашный… Джим Керри!

На самом деле известный американский режиссер Джоэл Шумахер снимал свой фильм «Номер 23» как действительно серьезное кино. Ведь главная тема картины — паранойя. Герою кажется, что на нем лежит проклятие, и оно сосредоточенно в цифре «23». В его жизни эта цифра почему-то присутствует везде — в дате рождения, в его адресе, еще невесть где. Сначала это похоже на мрачную шутку, потом все больше — на безумие. Главный герой по имени Уолтер Спэрроу (кстати, Спэрроу в переводе с английского значит «воробей»), который работает в службе отлова животных, мечется, охваченный страхом и тотальной подозрительностью ко всему и всем. Это цифровое наваждение лишает его способности мыслить трезво и приносит страдания семье Уолтера — жене Агате (Вирджиния Мэдсен) и сыну Робину (Логан Лерман).

В конце концов, и получается фильм не о безумии и не о приступе иррационального зла, а о семейных ценностях — потому что именно родные спасают Уолтера, а он, в свою очередь, пытается обезопасить их. Результат довольно сомнителен ввиду того, что непонятно, от чего именно нужно спасать. Потому что — не страшно. Нет, Шумахер пугает очень даже старательно. Все эти видения Спэрроу, в которых он видит себя то ли частным детективом, то ли убийцей, сняты достаточно эффектно и по эстетике напоминают клипы готических рок-групп. Там есть и кровь, и перекошенные лица, и резкие звуки. А вот все равно не страшно. История ужаса есть, а атмосферы этого самого ужаса — нет. Почему так происходит, можно понять, если посмотреть на фильмографию Шумахера. Среди его самых известных работ — мелодрама «Призрак оперы», криминальный триллер «Восемь миллиметров», а также две части сериала о Бэтмене: «Бэтмен и Робин» и «Бэтмен навсегда». Это как раз тот случай, когда должно говориться не о гениальной всеохватности, а о всеядном ремесленничестве. Очевидно, Шумахеру на самом деле все равно, что снимать — хоть фантастику, хоть костюмированный исторический фильм, хоть мюзикл. Сделает все, что закажут, отработает бюджет по полной. Он из тех вечных плодовитых середнячков Голливуда, которые ежегодно наполняют кинотеатры десятками, если не сотнями абсолютно одинаковых лент, создавая иллюзию полноценного кинопроцесса. Конечно, определенное профессиональное качество у всего этого продукта будет всегда. Но вряд ли стоит ожидать более серьезных или глубоких впечатлений. Это все же очень пресная кухня. Ничего слишком горячего или острого.

Однако есть в «Номере 23» кое-что специфическое. Это — Джим Керри. Да, именно этот прирожденный, казалось бы, комедиант и эксцентрик. Он уже делал попытки утвердиться в качестве драматического исполнителя в таких фильмах, как «Шоу Трумэна» и «Вечное сияние чистого разума». Но даже с учетом этого представить себе весельчака из «Маски» в триллере было очень сложно. Но — справился. Керри в фильме Шумахера и смешон, и выразителен, и эмоционален, и убедительно неуравновешен, и даже страшен. Все как и должно было быть, все по сценарию. Такое перевоплощение многого стоит. Так что хотя бы в этом сказка Шумахера удалась.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments