desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

«Дурная слава»/«Infamous»

Дурная слава хорошего сценария

Картину «Дурная слава» (Infamous) американца Дугласа МакГрата сложно идентифицировать по принципу адресности. То есть по всем признакам это стопроцентно мейнстримный, коммерческий голливудский продукт. С другой стороны — это все же биографическая лента об одном из самых одаренных писателей прошлого века Трумэна Капоте. Иными словами, содержание вроде бы должно быть интеллектуальным, а форма — массовой.

Что до массовости и популярности, то количество знаменитостей воистину поражает. Даже в небольших эпизодах задействованы звезды: например, Гвинет Пелтроу появляется лишь раз, в самом начале, чтобы пропеть проникновенную песенку. Нашлось место и Сандре Баллок, и Сигурни Вивер, и Хоуп Дэвис, и Изабелле Росселини,. и Джеффу Дэниелсу, а также легендарному режиссеру и актеру Питеру Богдановичу. Сам МакГрат — человек прежде всего интенсивно пишущий. Его эссе и статьи публиковались в самых солидных американских изданиях, был он и соавтором сценария криминально-богемной комедии Вуди Аллена «Пули над Бродвеем», поэтому неудивительно, что ему легко удалось заангажировать в своей проект столь одаренных исполнителей.

Фильм фактически повествует об истории создания книги Капоте «Хладнокровное убийство». Писатель выезжает в канзасское захолустье, чтобы написать о жестоком убийстве целой семьи. Когда полиции удается схватить преступников, Капоте знакомится с ними, а с одним из них у него даже возникает странная эмоциональная связь. Вот здесь — интересный момент, так как чувствительного душегуба по имени Пэрри Смит играет Дэниел Крейг — актер, следующей ролью которого стал Джеймс Бонд.

Роль Капоте исполняет Тоби Джоунс. Это невысокий полный актер с чрезвычайно выразительным лицом. С такими данными дорога одна — в комедию. Но талант позволяет Джоунсу легко преодолеть эту смешную «психофизику» и подняться до настоящей драмы. Его Капоте — это прежде всего светский персонаж, отменный собеседник и острумец; но одновременно и человек действительно глубокого ума, способный к искреннему сочувствию.

Под стать ему и Крейг. Непонятно, почему создатели бондианы остановили свой выбор именно на нем, ведь это актер европейской школы, в первую очередь способный создавать психологически богатые образы. В его интерпретации Перри Смит — простодушный, впечатлительный человек, который именно из-за простодушия и детскости уничтожил свою и чужие жизни. Разговоры-дуэли этих двоих — Джоунса и Крейга — самое интересное в картине. Но, к сожалению, вклинивается третий — МакГрат.

Вне всяких сомнений, он талантливый литератор, но следовало ли ему идти в режиссуру? Конечно, ремеслом он владеет, все снято живо, ярко, сценарий четко выстроен (иначе и быть не могло), диалоги хорошо прописаны, искрометны... Однако в тех моментах, когда МакГрату требуется выйти из обычного амплуа блестящего нью-йоркского эссеиста и показать что-то более серьезное, начинаются проблемы. Все прекрасно, когда мы наблюдаем за приключениями Капоте — завсегдатая богемных собраний. Но далее сюжет получает совсем иное развитие, то есть вторая половина фильма нуждается в более тонком, глубоком подходе, игре на таких оттенках, которые, похоже, бывшему соратнику Аллена недоступны. Тут нужна трагедия — а выводят на стандартную, перегруженную пафосом и постановочными банальностями мелодраму. Душевная и эмоциональная близость между писателем и убийцей так и остается на уровне диалогов — поэтому и нет потрясения, когда Смита казнят. А именно это и должно было бы стать кульминацией всей истории.

Впрочем, в сухом остатке — замечательные актеры и актрисы плюс виртуозные диалоги. Не так уж и мало.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments