Сергей В. Бережной (barros) wrote in kinoclub,
Сергей В. Бережной
barros
kinoclub

  • Music:

"300 спартанцев" ("300")

Перешедеврить собственный рекламный ролик фильму не удалось. Если бы за трейлеры давали "Оскар", я был бы спокоен за премию следующего года: ничего более совершенного, чем трейлер "300", я в этой категории не помню.

Фильм другой. Он не так энергетичен, он, скорее, даже медитативен. Образ действия доминирует над самим действием. Любуясь движением, успеваешь потерять его смысл - и тогда движение становится самодостаточным. Идёт ли это на пользу фильму? Думаю, что нет, потому что, подозреваю, никак не входило в изначальную задачу.

Несмотря на то, что сюжет фильма опирается на широко известный исторический эпизод, фильм подчёркнуто не имеет никакого отношения к истории. Исходный графический роман Фрэнка Миллера был оформлен как миф, и Зак Снайдер тоже снимал прежде всего миф, расширив его до масштабов, приличных киноэкрану. Отсюда сверхгигантские боевые слоны и носороги персов, отсюда фантастическое уродство предателей и врагов, отсюда демонстративно нарисованные щедрыми ударами мечей выплески крови. Требовать от "300" исторической точности так же бессмысленно, как требовать её от легенд о Короле Артуре - это не о том, не для того и не теми средствами.

Это фильм о великом противостоянии. Действительно великом. Пожалуй, для американского зрителя ощущения от "300" можно сравнить лишь с военными эпизодами "Унесённых ветром", а вот "Спасение рядового Райана" с "300" уже не соперничает. Но мы-то другое дело. У нас великое противостояние было, в том числе и в кино. Великая Отечественная война и фильмы про неё врубили это ощущение в моё поколение, фашизм для нас был и остался тем врагом, сосуществование с которым несовместимо с жизнью и честью. Идея, которой насыщен фильм Снайдера, настолько идентична, что во время сеанса мне приходилось постоянно придавливать очень ясные ассоциации со старыми и не очень старыми фильмами об обороне Севастополя и Сталинградской битве. Это сходство снижало и эмоциональный накал, потому что привычный пафос теряет остроту.

На это накладывался и ещё один промах Снайдера - он определённо стремился держаться как можно ближе к графическому роману и, кажется, не учёл, что при переносе всего этого богатства на экран может существенно измениться темп его восприятия. Стремительный комикс превратился в не слишком быстрый фильм; великолепно выдерживая ритм, "300" одновременно оказывается не способен удержать темп. После "300" по-новому оцениваешь чуткость Родригеса: и в смысле темпа, и в смысле ритма экранизация "Города грехов" безупречна. Снайдеру же, вероятно, не хватило опыта - или, допускаю, с трудом идущий на компромиссы Фрэнк Миллер, курировавший постановку, его банально задавил.

Локализация не так плоха, как можно было ожидать, хотя орать, как положено царям перед строем, нашим актёрам пока не удаётся. Отдельная обида на изменение прокатного названия фильма: добавление "спартанцев" к лаконичному "300" отстраняет происходящее от зрителя. Заголовок "300" означает, в том числе, что это нас было 300 при Фермопилах. Заголовок "300 спартанцев" этой сопричастности уже никак не подразумевает...

Несмотря на это, фильм на редкость удался; до просмотра с оригинальной дорожкой я ставлю ему8,5 звёзд из 10.

И всё-таки полутораминутный трейлер я буду пересматривать с гораздо бОльшим восторгом, чем двухчасовой фильм. Это слегка обидно, но, с другой стороны, какого чёрта? Ведь спартанцы тоже перешедеврили врага не численностью, а совсем другими качествами...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments