desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Category:

"After Hours"/"После работы" (Несколько объяснений по поводу Скорсезе)

Несколько объяснений по поводу Скорсезе

Ровно два года назад мне уже доводилось писать об этом режиссере. Поводом как раз стало очередное невручение ему «Оскара». Текст был написан с довольно максималистских позиций и касался не столько причин многолетнего игнорирования одного из лучших киноавторов современности, сколько состояния дел в родной украинской, да, в общем, и всей постсоветской культуре. С тех пор это самое состояние не изменилось, поэтому и говорить о нем неинтересно, а вот в Киноакадемии, да и с самим Скорсезе — произошли перемены.

Такой, как в его ранних фильмах наподобие «Таксиста» и «Злых улиц», Америку никто не видел, такие герои еще никогда не появлялись на экране. Это была уникальная эпоха мятежного Голливуда 1970-х — и сделали ее такой великие итальянцы тамошней киноиндустрии, Коппола и Скорсезе. Первому признание досталось с избытком. Второму — немало высших наград в Европе и почти ничего — на родине. Возможно, тогда он казался слишком независимым, позже — слишком причесанным и буржуазным. Последнюю его радикальную ленту «После работы», 1985 года, какой-то телеканал показал буквально за несколько часов до начала трансляции церемонии награждения. Это странный фильм даже для Скорсезе: молодой клерк почти случайно попадает в лабиринт удивительных обстоятельств и целую ночь мечется по Нью-Йорку, наталкиваясь на абсолютно неадекватных, чтобы не сказать сумасшедших, сограждан. Он мечтал бросить работу, чтобы взяться за литературно-издательское дело, — вот невидимые силы и вывалили на него тьму-тьмущую настоящих литературных приключений. Такой себе по-кафкиански маленький человечек, что, оказавшись в центре чужого сюжета, выбирается из него едва живой.

«Отступники», которые принесли художнику четыре долгожданные статуэтки, сделаны после долгих лет пребывания в мейнстриме, после ряда крупнобюджетных картин и мелодрам и выглядят как попытка возвращения к старым сюжетам. Это не просто гангстерская драма или полицейский боевик. Это своего рода притча об общей измене, об извращенном мире, где ни на кого нельзя положиться, где полностью утрачены какие-либо моральные ориентиры и все ведут себя как крысы, способные убить друг друга; никакого хэппи-энда. Этот фильм, возможно, не лучший у Скорсезе, и по каким-то постановочным параметрам, наверно, уступает даже предыдущим компромиссным лентам. Однако в нем есть то, что свойственно картине «После работы» и фильмам 1970-х: атмосфера иррационального приключения, безнадежность барахтанья человека в тенетах судьбы и ощутимое присутствие какого-то закадрового ангела-разрушителя, который забавляется смертными вслепую. Иными словами, есть все то, что делает кинематограф Скорсезе выдающимся, позволяя говорить о нем как о трагическом — в высшем смысле — авторе.

Поняла ли это, наконец, Киноакадемия? Может, да, может, и нет. Людей там много. Но решение приняли вполне достойное.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment