Наталия Полянская (Кэп Соло) (capsolo) wrote in kinoclub,
Наталия Полянская (Кэп Соло)
capsolo
kinoclub

Category:

Слуга государев

Как показывает практика, не все кино, в которое вкладываются большие деньги, этих денег стоит. Вспомнить хотя бы «Мастера и Маргариту» Бортко: ругательную рецензию на этот сериал не написал только ленивый. Или, из недавних сомнительных достижений российского кинематографа, - «Волкодава», где ухнувшие на создание оного шедевра 10 миллионов ушли, в основном, на серый порошок матери Кендарат. В противовес этому существует «Ночной дозор», принесший своим создателям немалую прибыль. Лично мне «Дозоры» не нравятся, но, как говорится, на вкус и цвет все фломастеры разные.

То, что российское кино долгое время пребывало в заднице, ни для кого не секрет. В последнее время птица Феникс начала возрождаться из пепла, но пока она мала и робка, и кормят ее полуфабрикатами. Равнение на Голливуд, всем построиться. Проблема в том, что снимать «как в Голливуде» мы еще учимся, база для этого не разработана до конца. Ожидание новых российских кинофильмов поэтому приправлено изрядной долей скептицизма. Однако положительные примеры существуют.

В отличие от «Волкодава», где деньги были потрачены не понятно на что, вложенные в «Слугу государева» 10 миллионов видны невооруженным глазом. Костюмерам и гримерам – низкий поклон и всемерное уважение. Здесь кетчуп «Балтимор» не является нашим томатным спонсором, а потому бутафорская кровь выглядит вполне реально. Отлично выполненные костюмы, прекрасные декорации. Подбор актеров заставляет замереть в восхищении. Впрочем, все по порядку.

Вкратце, завязка такова. Король Людовик XIV (Дмитрий Шиляев) отсылает от версальского двора двоих провинившихся дуэлянтов – шевалье де Брезе (Дмитрий Миллер) и графа де Ла Буш (Валерий Маликов). Чтобы виновные даже в изгнании приносили пользу, первого отправляют соглядатаем к российскому двору, а второго – к шведскому, следить за ходом русско-шведской войны. Главный положительный герой, шевалье де Брезе, не снимая с лица выражения ироничного, но оскорбленного достоинства, отправляется куда послали – а что еще остается? По дороге он знакомится с офицером российской армии Григорием Вороновым, а попросту – Гришкой (Александр Бухаров). Спася по паре раз друг другу жизнь, господа едут в ставку Петра вместе.

Далее сюжет пересказывать бессмысленно: не потому, что он хитро сплетен и сложен, а потому, что в фильме он отсутствует напрочь. Нет там сюжета и не было, но ко второй трети фильма начинаешь понимать, что он там даже не нужен. Увлекаешься актерской игрой, маленькими деталями, красивыми кадрами и как-то забываешь об интриге. И даже думаешь расслабленно: и Бог бы с нею.

Естественно, фильм с отсутствующим внятным сценарием не застрахован ни от ляпов, ни от затянутых сцен. Особенно этим грешит начало, где сперва пытаешься разобраться, кто есть кто при французском дворе и отчего поссорился, а потом – почему все так долго. От сокращения раза в полтора фильм только выиграл бы. Ляпы же и вовсе иногда заставляются нахмуриться, недоумевая. Например, было очень жалко всех сражающихся: пока не вышли на поле боя, они, натурально, никуда из своих ружей не попадали. Особенно насмешил взвод шведских солдат, стреляющих залпами по убегающим по болоту героям, которые находятся от них метрах в пятидесяти максимум, и не попавших ни разу. Еще удивило наличие моря на пути из Франции на Украину – откуда оно там взялось, совершенно неясно. Никак в объезд пошли впечатлительные французы. Но если есть арендованный корабль (роль которого исполнял 28-пушечный фрегат «Штандарт»), то, конечно, грех не воспользоваться. Словом, недочетов много, и я не сомневаюсь, что подкованные в истории люди найдут массу ускользнувших от взгляда простого зрителя ляпов.

Однако есть нечто, искупившее лично для меня все эти несуразицы, а именно – настроение фильма. Что-то в нем есть от наших «Мушкетеров» и «Гардемаринов», ставших классикой. Дружба шевалье де Брезе и Гришки Воронова – это то, ради чего стоит смотреть фильм. Есть несколько по-настоящему трогательных сцен, пересказывать которые я не стану, чтобы не испортить вам удовольствие. Шутки местами предсказуемые, но милые, юмор добрый – никаких пошлостей, которыми грешат многие «киношедевры». Нет неоправданной жестокости, как в том же «Волкодаве», где режиссер явно сам себя стеснялся и не знал, куда податься и что сделать – то ли беременную женщину мечом зарубить, то ли подольше показать, как главного героя мучают. Переживал, болезный. У Олега Ряскова, режиссера-постановщика «Слуги государева», явно было счастливое детство: вся жестокость в фильме оправдана. Батальные сцены умеренно впечатляют. И еще, что немаловажно, всех героев можно понять. Нет ни плохих, ни хороших, всех собак не повесили на кого-то одного. Да, прет швед-завоеватель, но он – благородный противник, которого надо уважать, хотя этого и не понимает Гришка Воронов – на то он и крестьянин. Да, поляки ведут себя нехорошо, однако их действия объяснены, и с русских солдат никто не снимает ответственность за действия в Польше. Победа русского оружия – и вот, праздник, где вчерашние герои пьют в три горла и прямо на столах общаются с маркитантками. «Ты не смотри осуждающе, - говорит графу де Ла Буш, кривящему губы, Петр (Андрей Сухов). – Людям отдохнуть надо после битвы». И правда, надо отдохнуть и почувствовать, что живы. Говорят все граждане других стран на соответствующем языке, и дублировано это не раздражающим голосом. Словом, герои симпатичные, перейдем к техническим деталям.

Операторская работа в фильме – на четыре с плюсом. Была бы на пять, но увы: Дмитрий Яшонков, оператор-постановщик, без ума от планов снизу, и снимал их, где только мог, а монтажеры поставили – к месту, но чаще всего, конечно же, не к месту. Глаза устают, временами не доищешься фокуса. Остальное снято отлично, понятно, что происходит, отсутствует бессмысленное мелькание, а за несколько совершенно голливудских кадров многое можно простить. Пафосно, но как же красиво!

Фильм насыщен маленькими деталями, вылавливать которые – одно удовольствие. Чего стоит только жующий огурец Меньшиков или украинский мальчик с курицей в обнимку. Или умирающая бабочка на стекле в Версале, в которую можно вложить бездну смысла. Мелькает, останавливает внимание, заставляет улыбнуться или задуматься. Проработка деталей отличная и доставляет истинное наслаждение, чувствуешь себя гурманом, которому подали изысканное блюдо.

И, конечно же, никуда без красивых мужчин! Сделать из русских лиц лица иностранные – это надо уметь. Я ни на секунду не сомневалась, что передо мной французы, поляки, шведы… Кстати, поляки отличные, сразу вспомнился фильм «Огнем и мечом». Короли заслуживают отдельного упоминания. Стареющий Людовик – актеру, по большей части, удалось передать то, что делало Луи XIV Королем-Солнцем. Петр Первый – совершенно классический, и, видимо, я не проникнута духом российской эстрады, потому что Филиппа Киркорова он мне не напоминал. Шведский король Карл – стойкий оловянный солдатик. Обворожительный Меньшиков (Андрей Рыклин), в которого грешно не влюбиться. Не менее симпатичны и эпизодические персонажи, вроде принца Филиппа, его помощника графа де Гиша, обиженных жизнью поляков и путешествующих немцев. Простой народ тоже впечатлил.

Выйдя из кинотеатра, мы начали обсуждать – о чем же фильм? О широкой русской душе? Отчасти. О победе русского оружия? Однозначно нет. О любви? Упаси Боже, любовная линия самая слабая в фильме. И, в конце концов, мы пришли к выводу, что это фильм о настоящей мужской дружбе. Она в фильме ЕСТЬ – между главными героями шевалье де Брезе и Гришкой Вороновым, сержантом армии российской. И она берет за душу. Это фильм о том, как два человека, которые до самого конца говорят на разных языках и не понимают речь друг друга, могут быть друзьями. Настоящими и вечными. И меня этот факт очень растрогал. Давно у нас не показывали кино о том, как могут сдружиться два человека. И, повторюсь, несмотря на отсутствие сценария, в фильме есть настроение. А за него (а также за красивых и хорошо играющих мужчин, да-да!) я готова простить ему ляпы. Пусть и он мне простит, что я его так великодушно прощаю. Ведь я получила от просмотра большое удовольствие.
Люди отработали свои 10 миллионов. Еще б сценарий им – и был бы шедевр.

Еще лежит тут

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments