Разочаровательный принц (vbv) wrote in kinoclub,
Разочаровательный принц
vbv
kinoclub

Проклятье золотого цветка / Man cheng jin dai huang jin jia (2006) Чжан Имоу

"Проклятье золотого цветка" — безусловно роскошный фильм. Но роскошь эта не глянцево-блокбастерная, квазиголливудская, к которой мы все привыкли, глядучи современные "экспортные" азиатские картины, а… странное дело, какая-то она русская, что ли. При всей удивительной, броской экзотичности фильм напоминает русские литературные сказки, — сказы Бажова, например. Сказочной, неземной красоты дворец, золото и каменья, неторопливый велеречивый рассказ, тихие, шепчуще-шелестящие голоса персонажей (которые наверняка будут испорчены дубляжом, когда фильм появится на наших широких экранах), их нечеловеческая хитрость и жестокость, которая может принадлежать либо действительно царственным персонам, либо порождениям глубин уральских гор...

Все же покончу с этим диковатым сравнением (хотя что здесь диковатого? Китайцы наши соседи, и даже пельмени у них почти как у нас. Фильм просто отвечает принципам добрососедства) и коснусь сюжетной линии.

"Проклятье золотого цветка" — история заговора, созревшего в покоях императорского дворца. В заговорщиках фигурируют все члены императорской семьи: император, императрица, крон-принц Ван, принц Джай и принц Ю (младшой). Действие длится ровно один предпраздничный день — день накануне фестиваля хризантем (тот самый "золотой цветок").

Император поит императрицу "лекарством", куда придворный лекарь подмешивает специфический персидский яд, два грамма в день. Большая доза попросту убьет человека. Маленькие же дозы медленно подтачивают ее здоровье, как физическое, так и психическое. По рассчетам, она должна умереть по окончанию праздника.

С чего б, казалось бы, такое злодейство? Всё просто: императрица ненавидит его. "Он ей жизнь поломал"! Брак был нечестным, она не желала становиться его женой, — но кто будет спрашивать бабу? Сейчас у этой красивой женщины, выглядящей свежо и ярко, как хризантема, есть любовник. И этот любовник — крон-принц Ван, сын императора от первого брака. У любвеобильного Вана, впрочем, есть и другая любовница: дочка лекаря. Это неслыханное предательство императрица воспринимает стоически: вербует на свою сторону сына Джая, воина-богатыря, только вернувшегося с отцом из военного похода. Будучи благородным, честным человеком, Джая возмущен утонченным коварством отца. Он возглавит верных людей, чтобы они устроили дворцовый переворот.

Последние полчаса фильма — это феерическая битва, стычка тысяч вооруженных людей, заливших кровью огромную "дворцовую площадь". Вообще, в этом геометрическом фильме, снятом поистине "придворным" режиссером Чжаном Имоу, соблюдена фантастическая субординация: живыми персонажами являются лишь члены императорской семьи и приближенные к ним люди — как правило, приближенные за счет половых связей, — все остальные являются марионетками, винтиками огромного и сложного механизма, безукоризненно работающего. Отряды китайских средневековых роботов без страха идут на смерть, а отрядам роботов-уборщиков не составляет никакого труда навести за полчаса порядок на поле боя, в которое превратилась дворцовая площадь. Считанные минуты — и фестиваль начинается. Невозможно представить, что только что здесь лежали тысячи трупов. Все эти отважные бойцы растворились в истории, канули в лету, будто б никогда и не рождались на свет. Фильм попирает "отдельную человеческую личность" и благодаря своей ультимативно-равнодушной созерцательности, подчиненности исключительно эстетике, превращается в практически совершенный исторический фильм. Ибо история требует бесстрастности.



Другие рецензии на этот фильм и другие фильмы читайте в еженедельном журнале ЭКРАНКА.РУ.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments