Карен Аванесян (gunslinger_1999) wrote in kinoclub,
Карен Аванесян
gunslinger_1999
kinoclub

Categories:

Мост в Терабитию/Bridge to Terabithia

Информация о фильме
Грустная сказка для взрослых
На «Мост в Терабитию» не стоит ходить подросткам в компании друзей; кино от и до – для родителей и их детей. И, соответственно, про них же. Эпического бытоописания диковинных народов сказочной страны, умещающейся в лесу, что на окраине города, здесь нет; битв в стиле «Хроник Нарнии», героев a la «Гарри Поттер» и колдовства как краеугольного камня всех фэнтэзийных историй – тоже. И вообще, в целом, чёрт разберешь, с какой стати сказка, если каждый взрослый, будучи ребенком, так или иначе, прошел через показанное в фильме. И в целом  лента – вообще редкий случай, потому что дети ее поймут не хуже своих родителей: с одними она будет толковать на общем языке, других погрузит в ностальгические воспоминания о навсегда ушедшем прошлом. Именно поэтому инфантильным тинэйджерам, чье нематериальное тело до блеска обработано лаком современного цинизма, залы, где транслируется предмет сегодняшней дискуссии, лучше обходить стороной.

Ученик пятого класса Джесс воспитывается в многодетной семье. Необщительный мечтатель очень хочет выиграть школьные соревнования по бегу, однако осуществлению его желания в самый последний момент мешает новенькая в школе девочка Лесли. Однако изначальная неприязнь вдруг оборачивается сплочением на основе общности интересов и трудностей. В один день одинокие фантазеры находят в лесу загадочное место, которое наделают волшебными силами и называют Терабитией.

Мотив побега из реальности в созданный пытливым воображением мир фантазий в современном кинематографе довольно распространен; именно эту проблему не так давно рассматривали Терри Гильям в «Стране приливов» и Гильермо Дель Торо в «Лабиринте фавна». Только вот от гротескно-сюрреалистической притчи Гильяма и претенциозной драмы Дель Торо, «Мост в Терабитию» отличается своей мэйнстримностью и нацеленностью на широкий круг зрителей. И хоть фантазий в нем куда меньше как по количеству, так и по степени натуралистичности, мир детства глазами героев фильма далек от идеализаций и абстрагирования. Изнутри он заполнен отрешенностью от сверстников, непониманием в семье, замкнутостью в самом себе и одиночеством. А окружающая среда, во всей своей совокупности - чужими принципами, задирами-одноклассниками, школой, желтым автобусом, домом на окраине, лесом неподалеку и еще кучей других атрибутов разъедающей обыденности. 

Но детское сознание обладает высшей силой: его проекция на окружающий мир магическим излучением может рождать на свет удивительные и бесконечные вселенные, помещать их в самые замкнутые пространства, населять мифическими существами – чудищами как отражением собственных страхов и гигантами-добряками как символом надежды на лучшее, а затем – нести это волшебство внутри самих себя, воплощая таким образом редчайшее чудо, на которое способен лишь ребенок. Мост, который буйная детская фантазия воздвигла между небольшим ручейком в лесу – некий символ, жизненно необходимый способ борьбы с довлеющей повседневностью, утилитарность и ограниченность которой не вписывается в рамки богатого воображения и чуткой души.  

Тем не менее, как уже упоминалось, «Мост в Терабитию» - это не сказка, а совершенно реальная история. И, как в любой реальной истории, ее героям не суждено остаться навечно в царстве магии и красоты. Иногда детские мечты, взлетевшие до невиданных высот, подобно хрупкому стеклу, с треском разбиваются о суровую реальность, которая может дать о себе знать в самым роковым образом и в самый неподходящий момент. Непреодолимость смерти, чувство вины, горечь потери – все это эхом отдается в душе и тяжким бременем ложится на еще совсем неокрепшие плечи. И такова жизнь – иногда жестока и далеко не всегда справедлива. Однако в, казалось бы, самый безнадежный момент мифический потенциал истории оборачивается вовсе не покорным смирением с судьбой, а непреодолимым движением вперед – уроком, вынесенным из проведенного вместе времени. Создатели четко говорят зрителю: магия жива, и до тех пор, пока она есть в нас самих, она будет и вокруг нас.

В итоге, мы имеем совсем не детскую, но поданную в иносказательной форме и честную в своей правдивости историю. Историю о дружбе и времени, о детстве и взрослении, о счастье обретения и горечи потери, о всесильном волшебстве и всепоглощающем быте, а если в общем - то просто о жизни и просто о смерти. И пускай дорогие коллеги, читающие этот текст, подумывают о маразматических наклонностях его написавшего. Нам-то все равно. Нам-то – понравилось.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments