desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Оскар-2007: кто станет лучшим?

«Оскар»-2007 — между развлечением и тревогой

Оскаровский марафон вышел на финишную прямую: почти месяц, начиная с 27 января, киноакадемики в Голливуде, Сан-Франциско, Лондоне и Нью-Йорке смотрели фильмы-номинанты.
Впрочем, владелец одной статуэтки уже известен. Почетного «Оскара» за вклад в развитие кинематографа получит итало-американский композитор Эннио Морриконе. Имя 78-летнего творца стало чуть ли не синонимом Голливуда. За 45 лет активной деятельности он написал музыку к более чем 300 кинолентам и уже пять раз номинировался на «Оскара».
Наиболее интригующих моментов два. Первый, повторяющийся из года в год, — получит ли наконец премию Мартин Скорсезе, уже засидевшийся в номинантах. Судя по всему, он со своим полицейским триллером «Отступники» близок к «Оскару» как никогда.

Что же до главной интриги нынешней церемонии, то ею, безусловно, станет соперничество двух принципиально разных даже не картин, а взглядов на кинематограф, так как по количеству номинаций лидируют музыкальный фильм «Девушки мечты» и социально-политическая драма Алехандро Гонсалеса Иньярито «Вавилон» — в восьми и семи категориях соответственно, причем шансов у «Вавилона» больше, учитывая полученный ранее «Золотой глобус». Принимая во внимание и то, что по шесть номинаций получили ленты «Королева» (Великобритания) и «Лабиринт Фавна» (Испания — Мексика — США), а три — «Письма из Иводзимы» Клинта Иствуда, то обрисовывается определенная тенденция.

Впрочем, сначала следует представить полный список основных номинаций.
За звание «Лучший фильм года» будут бороться картины «Королева» (The Queen) Стивена Фрирса, «Письма с Иводзимы» (Letters from Iwo Jima) Клинта Иствуда, «Маленькая мисс Счастье» (Little miss Sunshine) Джонатана Дейтона, «Отступники» (Departed) Мартина Скорсезе и «Вавилон» (Babel) Алехандро Гонсалеса Иньяриту.
Лучшими режиссерами претендуют быть Мартин Скорсезе («Отступники»), Стивен Фрирс («Королева»), Алехандро Гонсалес Иньяриту («Вавилон»), Клинт Иствуд («Письма с Иводзимы»), Пол Гринграсс («Рейс-93» — United 93).
В номинации «Лучшая актриса» в этом году представлены Хелен Миррен («Королева»), Кейт Уинслет («Маленькие дети»), Джуди Денч («Записки об одном скандале»), Мерил Стрип (Дьявол носит Prada»), Пенелопа Крус («Возвращение»), а лучшим актером могут признать Леонардо ди Каприо («Отступники»), Фореста Уитакера («Последний король Шотландии»), Питера О’Тула («Венера»), Уила Смита («Погоня за счастьем»), Райана Гослинга («Половина Нельсона»).
В категории «Лучшая женская роль второго плана» номинированы Адриана Барраца («Вавилон»), Абигейл Бреслин («Маленькая мисс Счастье»), Кейт Бланшет («Записки о скандале»), Дженнифер Хадсон («Девушки мечты») и Ринко Кикучи («Вавилон»). Среди мужчин в аналогичной категории представлены: Алан Аркин («Маленькая мисс Счастье»), Эдди Мерфи («Девушки мечты»), Марк Уолберг («Отступники»), Джеки Эрл Хэйли («Маленькие дети»), Джимон Хаунсу («Кровавый алмаз»).
В номинации «Лучший оригинальный сценарий» выдвинуты картины «Королева», «Вавилон», «Письма с Иводзимы», «Маленькая мисс Счастье» и «Лабиринт Фавна». А вот в категории «Лучшая сценарная адаптация» номинированы картины «Отступники» («The Departed»), «Маленькие дети» (Little Children), «Записки об одном скандале» («Notes On A Scandal»), «Дитя человеческое» («Children Of Men»), а также скандальная комедия «Борат! Изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана» британского комика Саши Барона Коэна, сыгравшего в этом фильме главную роль.
Среди иностранных фильмов за право завоевать «Оскар» будут бороться германский фильм «Жизни иных» («The Lives of Others»), алжирские «Дни славы» («Days of Glory»), мексиканский «Лабиринт Фавна» («Pan’s Labyrinth»), датско-шведская лента «После свадьбы» («After the Wedding»), канадская «Вода» («Water»).
В номинации «Лучший полнометражный анимационный фильм» представлены хорошо знакомые постсоветским зрителям «Тачки» («Cars»), «Делай ноги» (или «Веселые ножки» — «Happy Feet») и «Дом-монстр» («Monster House»).

Картины-лидеры по преимуществу объединены проблемой места человека в Истории, в самой сердцевине того неумолимого процесса, который перемалывает при помощи кровавых войн, тоталитарных режимов или социального неравенства целые народы и страны. Очевидно, война в Ираке и антитеррористическая риторика администрации Буша дают о себе знать: две военные драмы среди претендентов — это действительно много. Клинт Иствуд своими «Письмами» продолжает тему, начатую «Флагами наших отцов»; однако, если во «Флагах» японско-американский конфликт показывался с точки зрения соотечественников режиссера, то «Письма» сняты на японском языке и с японскими актерами. Тем не менее сюжет здесь столь же безрадостный. «Лабиринт Фавна» (режиссер — Гильермо дель Торо) — трагическая история времен гражданской войны в Испании. Маленькая героиня, мать которой вышла замуж за жестокого приспешника франкистов, ищет спасения в выдуманном ею самой сказочном мире. А психологическая драма Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Жизнь других» — это уже о войне, которую коммунистическая власть ГДР вела против собственного народа, точнее, о ее рядовых — работниках тайной коммунистической полиции, в одном из которых вдруг просыпается что-то вроде раскаяния.
Не слишком оптимистически смотрят кинематографисты на настоящее и на будущее. «Вавилон» — это, в сущности, фильм-обвинение западной цивилизации в преступном равнодушии к страданиям людей третьего мира. В антиутопии мексиканца Альфонсо Куарона «Дитя человеческое» отличия между Югом и Севером отсутствуют из-за глобального хаоса, который охватил планету. А претендент на звание наилучшего режиссера Поль Гринграсс даже не стал обращаться к фантастике, с ужасающими подробностями реконструировав в «Рейсе-93» события на борту самолета, который, захваченный террористами, разбился 11 сентября 2001 года под Питтсбургом: «третий» мир вступил в непосредственную схватку с «первым». Но даже если на дворе относительно мирное время, жернова истории все так же неумолимы. «Королева» Стивена Фрирза повествует о тяжелых днях, пережитых правящим в Великобритании домом Виндзоров после смерти принцессы Дианы. Фрирз собрал исключительный актерский ансамбль. И прежде всего это касается исполнительницы главной роли — Хелен Миррен. Она действительно настоящая королева этого фильма, и судьба «Оскара» за самую лучшую женскую роль, можно считать, уже решена.
В любом случае, лидерство мюзикла (сюжет «Девушек мечты» построен на биографии поп-звезды Даяны Росс) в окружении такого проблемного кино — это уже вопрос мировоззренческий. Жюри должно определить, чему отдать предпочтение — ленте, отвлекающей от волны бед и катастроф, накрывающей мир, или фильмам, которые об этих бедах даже не предупреждают, а кричат. По сути, вопрос стоит так: развлекаться или тревожиться?

Дмитрий Десятерик
П. С. Предлагаю нечто вроде рейтингового опроса.
1) Какой фильм будет признан лучшим?
2) Кто, по-вашему, получит наибольшее количество статуэток?
3) Кого признают лучшим режиссером?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments