Разочаровательный принц (vbv) wrote in kinoclub,
Разочаровательный принц
vbv
kinoclub

Сновидения/In dreams (1999)

Какой-то незаметной тенью проскользнул фильм "Сновидения" по мировым экранам, не вызвал ни фурора, ни ажиотажа (даже напротив, благополучно провалился в прокате), и улегся мирной и спокойной Букой в глубинах шкафов с видеопродукцией. Я склонен приписывать это исключительно провалам в организации рекламной кампании, устроенной молодой (5 лет стажа на лютом и зубастом кинорынке) компанией "Dreamworks", которую в 1994 году основали Стивен Спилберг, Дэвид Геффен и Джеффри Каценберг.

Дело в том, что supernatural триллер "Сновидения" является этаким инвертированным "Звонком".

Маленькое отступление: заметьте, что "Звонок" Хидео Накаты вышел в том же 1999-м году, но ему досталось всё, а "Сновидениям" ничего. Видимо, всё решали черные волосы японских женщин. Фантастический успех японских картин заставил мистиков и хоррормейкеров с белой кожей затянуть пояса покрепче и отправиться на задворки Голливуда. Некоторых же мастеров, вроде автора "Сновидений" ирландца Нила Джордана, прославившегося "Плачевной игрой" и кассовым "Интервью с вампиром", такая оказия и вовсе вышибла из обоймы жанра ужасов (впрочем, он всегда был разноплановым постановщиком и не циклился на историях про вампиров и духов). Однако факт остается фактом: Старый и Новый свет шли в ногу с продвинутой Японией, и, как пить дать, между Нилом Джорданом и Хидео Накатой существовала ментальная потусторонняя связь, как у главной героини "Сновидений" с маньяком-убийцей.

Сновидения (1999)Сновидения (1999)

Сюжет фильма, основанного на романе Бари Вуда, крепко держится за сверхъестественные способности художницы Клер Купер. Ее мозг разрывают видения, образы и мысли, принадлежащие другому человеку. И не просто человеку, а человеку-чудовищу, которое убивает детей. Неисключено так же, что этот человек мертв, — был убит в детстве своими родителями. Живет Клер со своим мужем и маленькой дочерью на берегу огромного водохранилища, возникшего здесь недавно. Более того, это водохранилище появилось на месте деревни, и, скорей всего, зловещий мальчик был прикован родителями к своей кровати и утонул. Действие, темпоритм зловещего фильма начинает стремительно нарастать после исчезновения и убийства дочери Клер. Задачей Клер становится не только предотвратить последующие смерти, которые непременно произойдут, но и успеть разобраться с чудовищем до того, как безумие окончательно взорвет ей мозг.

Как видите, не хватает только видеокассеты с любительским фильмом. Зато сейчас, после 8-летнего массового тиражирования этой кассеты, "Сновидения" выглядят более выигрышно, незатасканно.

Впрочем, для зрителя в фильме ужасов сюжет не главное. Это знает Хидео Наката, это знает и Нил Джордан, тяготеющий к зрелищному, визуально богатому, атмосферному кинематографу. В "Звонке" Наката отказался от зрелищности, — не позволял телевизионный бюджет, — зато максимум внимания уделил сумрачной, зеленоватой, удушающей атмосфере. Что же касается "Сновидений", то как-то само собой напрашивается сравнение с другим фильмом Накаты — "Темными водами", где очень даже хватало именно изобразительной экспрессии. Но вместо холодных голубых оттенков дождей, цунами и годзилл, перемежающихся с теплыми цветами домашних кимоно, тапочек и родительской любви, Джордан используют желтые и багровые краски болдинской осени, кирпичные тона причудливых пейзажей, будто выпиленных лобзиком, и желто-зеленые цвета саргассовых морей. В качестве идеи-фикс, смертельного наваждения главной героини, здесь заместо кассеты выступают яблоки — похоже, что породы "джонатан", бардово-красные. Когда дело доходит до образа яблоневых садов, Нил Джордан обращается к своему творческому наследию (ранний фильм "Компания волков"(1984): эти сцены выглядят декоративно-театрально, слишком отчетливо для "сновидений", будто отснятыми на цифровую камеру.

Сновидения (1999)Сновидения (1999)

Фильм весьма украшает участие драматической актрисы Аннет Беннинг, и в некоторых эпизодах ей даже дается возможность продемонстрировать свое мастерство. А когда в финале появляется Роберт Дауни-младший, от неожиданности подскакиваешь на стуле, ибо первым делом мерещится, что это призрак Патрика Брадена (Киллиан Мерфи) из "Завтрака на Плутоне" вернулся каким-то образом в прошлое. Что ж, тем более предприимчивым и дальнозорким постановщиком рекомендует себя Нил Джордан.

Другие рецензии читайте в журнале ЭКРАНКА.РУ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment