desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

«The Good Shеpherd»/ «Ложное искушение” (реж. Роберт де Ниро)

Игры шпионского разума

Количество лент, посвяшенных жизни спецагентов, растет. Фильм «Ложное искушение”, снятый Робертом де Ниро, поддерживает эту тенденцию.
Учитывая актерский задел де Ниро, шпионский триллер, в котором он выступил режиссером, кажется неуместным жанром. Начиная с ролей в легендарных фильмах 1970-х, наподобие «Таксиста» Мартина Скорсезе, де Ниро всегда был мастером тонкой и вместе с тем экспрессивной психологической игры. Его героям часто присуща мощная отрицательная привлекательность, причем не легкая для самовыражения харизма злодеев, а глубокая сущностная раздвоенность. Можно сказать, что душа его персонажей становилась своего рода полем битвы между добром и злом, и финал этой трагической борьбы далеко не всегда был очевидным. Жанровое развлечение, которое нуждается по большей части не в тонкостях, а в типажах и аттракционах, слишком уж выпадает из такого ряда работ. С другой стороны, де Ниро мог пойти на это, чтобы не быть похожим на режиссеров, у которых уже снимался. Так или иначе, но результат оказался противоречивым.
Оригинальное название фильма не имеет ничего общего с фантазиями прокатчиков: «The Good Shеpherd», что означает «Добрый пастырь» и четко отвечает сценарию. Так как главный герой, интеллектуал Эдвард Уилсон (Мэтт Деймон), перешедший на работу в ЦРУ, собственно, и старается быть таким себе добрым пастухом для своей страны. Бережет демократию от злых волков, агентов иностранных разведок, посягающих на мирную американскую отару. Вечная война, которую ежесекундно ведет герой, и составляет основу сюжета.
Конечно, де Ниро использует жанр лишь как форму: все внимание сфокусировано на внутренних драмах как Уилсона, так и его семьи. Тотальная подозрительность и паранойя, абсолютная жестокость и неразборчивость в средствах, приемлемая для спецслужб, превращают жизнь этих людей в ад.
К сожалению, не обошлось без недочетов. Первое, что становится помехой — сценарий (Эрик Рот). Такое впечатление, что экранизировано все, что было написано, до наименьшего эпизода. Режиссер и сценарист вводят в действие все новых и новых персонажей, и многие из них, в том числе важные для создания фабулы, досадно неразличимы. Путаницу лиц дополняет хаос в сюжетных линиях: многие из них начинаются ниоткуда и обрываются в никуда. Иногда создается впечатление, что о некоторых героях, опять-таки, довольно важных, авторы фильмы просто забывают. Из-за этого часть эпизодов просто непонятна: кто от чего страдает, в кого стреляют, кто к чему стремится — разобраться тяжело, вследствие чего драматургия фильма выглядит даже не рыхлой, а полуразрушенной. Психологические барахтанья Уилсона и несчастье его родственников понятны уже в первой трети ленты; остальное время, по сути, фильм просто досматриваешь, и детективной истории с подброшенной герою Деймона аудиозаписью явно недостаточно, чтобы удержать зрительский интерес.
Второе слабое место — Анжелина Джоли. С точки зрения прибыльности — это определенно выигрышный шаг: у полногубой дивы много почитателей, однако для «Ложного искушения» одной лишь эффектной внешности недостаточно. Необходимо отрабатывать перед камерой разные состояния, владеть всеми нюансами перевоплощения. Безусловно, Анжелина и плачет, и смеется, и радуется, и грустит — но при том остается Анжелиной, ни на миг не превращаясь в Маргарет, жену Уилсона, женщину, на долю которой выпало много страданий.
А вот назначение на главную роль Мэтта Деймона, безусловно, удачная находка. Он не прячется ни за пафосом интонаций и жестов, ни за поддельными слезами. Как и положено кадровому разведчику, всегда невозмутимый, не выдающий своего настроения ни единым мускулом, — но в этой стоичности больше чувств и драматизма, чем у кого-либо в фильме. Смотреть на Уилсона-Деймона всегда интересно, даже ближе к финалу, когда сюжетная нить истории, которую старается рассказать де Ниро, утрачена полностью.
А в общем, во время просмотра «Ложного искушения», поймал себя на том, что вспоминаю другую ленту — «Игры разума» Рона Говарда, которая получила 4 «Оскара» в 2001-м. Правда, там секретная служба существовала лишь в больном воображении гениального математика. Но желание создать на экране ощущение постоянной борьбы между интеллектом и паранойей так же двигало режиссером. И так же это фильм одного актера — там был замечательный Расел Кроу, здесь — великолепный Мэтт Деймон. Вот если бы сократить фильм де Ниро вдвое, да еще заменить Джоли… Тогда бы, возможно, великому актеру, но тем не менее неопытному режиссеру, тоже достался бы приз. По крайней мере, одна номинация уже есть.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments