radia_silence (radia_silence) wrote in kinoclub,
radia_silence
radia_silence
kinoclub

Category:

НОчной дозор. Очередная рецензия

Илья Лагутенко с выбитой челюстью катается в обнимку с Константином Хабенским по полу, пытаясь выколоть Хабенскому глаз ножницами. Отвращение. Пальцы Риммы Марковой хищно сжимаются, уничтожая плод во чреве матери. Ужас. Мутноглазый Хабенский грозно обещает пассажиру в метро: "Я тебе счас ухо откушу". Улыбка. Голос Ольги: "Легче потушить в себе Свет, чем рассеять Тьму". Философия.
Кто-то скажет, кривя губы: "Чушь! До голливудского уровня "Ночному Дозору" еще пилить и пилить". Кто-то, сморщив нос, отзовется: "М-да, и книжку переврали". И - каноном потекут обвинения: "Сюжет вялый... Вялый да и играют плохо... Плохо, да еще и у западных режиссероd передирают... Передирают да еще и продались корпорациям!" И дружным хором завершат: "Отстой!"
... и тайком-таечком пойдут и дрожащими руками купят билетик в кино, где, на утреннем сеансе, чтобы никто не увидел, будут сидеть и вжиматься в кресло при виде гигантской воронки, крутящейся над ватутинской многоэтажкой...
"Ночной дозор" - не шедевр. Но фильм знаковый. Знаковый - ибо впервые в российском кинематографе снято кино такого уровня. Развлекательное и философское одновременно. Не столь убого-смешно-беспомощное, как российские блокбастеры, снятые до "Дозора", и в то же время не столь предсказуемо-привычно-тупое, как большинство забугорных аналогов. Мрачные серые тона - стильно. Клиповые, рваные съемки, перемежающиеся с длинными кадрами (лицо поклятой Светланы) - динамично и в то же время - привычно. Хабенский, продирающийся сквозь потно-психозно-орущую толпу в метро, - реально. По-настоящему. Наверное, это и есть главное достоинство "Дозора". Не спецэффекты. Не сюжет. Не сынишка Егор с детскими глазенками. Реальность. Воины "Ночного дозора" бьются со кровососами и колдунами на фоне до боли знакомых проспектов, новостроек и хрущоб, рекламы МТС, сияющей под древним мостом ярким шизофреническим пятном. Это здесь и сейчас. Это не за морями-океанами. И от этого вдвойне страшнее. Вдвойне больнее. Вдвойне ближе.
Настолько ближе, что хочется орать: "Да при чем тут Голливуд? Вам сняли СВОЕ! Но на уровне, так, что не будет мучительно стыдно вывезти на какой-нибудь забугорный фестиваль. При чем тут "не хватило денег". Не хватило - ловко выкрутились из ситуации. Ну не показали вам превращение совы в Ольгу. Это ли главное? Ну сперли провод звонка у Араноффски. А что, в пресловутом Голливуде никто ни у кого ничего не прет?" Главное - что у нас появляется СВОЕ развлекательное кино, достаточно зрелищное и достаточно неглупое, чтобы удовлетворить обе стороны баррикад - и любителей "позыркать", и любителей подумать. Хотя после того, как интернет-рецензенты все, как один, орут: "Книгу не прочитал - ничего не поймешь", возникает впечатление, что думать у нас подразучились. Или над Барни, Вачовски и Ким Ки Дуком поразмышлять любят, а над своим (презрительно кривятся губы) "совком" - нет. Стыдно, господа!
... "Иди ко мне". Маленький мальчик завороженно идет на Зов - теперь я знаю, куда без вести пропадают дети. Жанна Фриске кидает оземь банку с кровью. Завулон вытаскивает из собственной спины меч-позвоночник. Хабенский в замедленной съемке бьет его по лицу, раздираемый неслышимым криком. "И опасайся выходит на болота в ночь, когда силы Тьмы властвуют безраздельно". В голове бьется только эта фраза, когда я поздней ночью, ошалевшая, вываливаюсь из кинотеатра. Эффект достигнут. Страх, смех, отвращение и философия. Главное - не понижать планку
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments