Алексей Гурьев (cineman) wrote in kinoclub,
Алексей Гурьев
cineman
kinoclub

Category:

"Помутнение" / "A Scanner Darkly", 2005



Недалёкое и весьма вероятное будущее. Более 20% населения наркозависимы, и их число постояно растет. Новый страшный наркотик "препарат D" вызывает привыкание с первого раза, и приводит к необратимым изменениям в организме, повреждая мозг и центральную нервную систему.
Главный герой - Боб Арктор, полицейский, работающий под прикрытием. Он пытается вычислить канал поставки "препарата D" в город, и чтобы проникнуть в систему сам превращается в наркомана, приторговывающего смертельным зельем. Но постепенно наркотик начинает выжигать его сознание, он уже плохо понимает кто он - Боб? Фред? Кто-то еще? Что происходит вокруг него? Кто пытается его подставить, или даже убить? Лишь в самом финале становится понятно, в какой большой и жестокой игре он был замешан...


Это экранизация одноименного романа известнейшего американского фантаста Филиппа К. Дика. Это уникальный фильм. И уникален он, в первую очередь, по форме.



Когда я услышал о том, что снимают "Помутнение", я был немало удивлен. Дело в том, что роман изобилует многочисленными элементами, сложно поддающимися переводу на язык кино. Тут и галлюцинации героев-наркоманов, и всякие футуристические "фишки", вроде "костюма-болтуньи". Содатели фильма нашли элегантное решение всех визуальных проблем, за которое я снимаю пред ними свою потертую шляпу. Эти маньяки (иначе и не сказать), сначала отсняли кино с реальными актерами на DV камеру, смонтировали его, а атем перерисовали каждый кадр в вектора, превратив кино в мультипликацию! Аниматоры называют такой прием, когда графика накладывается поверх отснятого материала, "бутербродом", он иногда применяется как способ создания анимации персонажей, без использования дорогостоящей системы motion capture. Но в данном случае были перенесены не только движения, но и все мелочи актерской игры - жесты, мимика. Иногда они гипертрофировались посредством анимации, а фоны и окружение намарено были сделаны нереалистичными, порой гротескными.
Такое решение полностью равязало создателям руки, они могли нарисовать действительно все что угодно, и самые фантастичные сцены не конфликтовали бы с реальной картинкой.



Но за сим мои восхваления закончатся, и пойдет голая критика. Я читал роман Дика, и я мало припомню произведений, которые вызывали такое же ощущение - будто огромную острую спицу окунают в жидкий азот, а потом со всей силы вонзают в твой мозг. Вспышка боли и холода, а потом что-то ломается внутри, и рассыпается на сотню осколков... Книга пропитана страхом, параноей, безысходностью... Расщепление и умирание сознания Боба Арктора показано настолько реалистично, настолько фактурно, что это пугает. А осознание того, что главный герой намеренно и осознанно принимает нарктотик, чтобы бороться с ним же, выделяет его из огромной толпы таких же полулюдей, с потухшим взглядом. И когда на последних десяти страницах автор раскрывает истинную подоплеку происходивших событий, сознание захлестывает безудержной жалостью, и в горле встает ком.

Всего этого в фильме практически нет. Нет той паранои, нет той безысходности. Режиссер сосредоточился на взаимоотношениях друзей Арктора, его новой квази-семьи, но не раскрыл даже их. Из-за того, что из книги был выброшен ряд сцен, "не ловится" истинный уровень сумасшествия Барриса (хотя Роберт Дауни отлично его отработал), не раскрыта Донна (хотя Вайнона Райдер умничка, в финальном монологе за счет своей игры вытянула на себе всю атмосферу сцены). Хорош абсолютно отвязный Вуди Харельсон, но все его красочные припадки мало что привносят в фильм. Киану Ривз, с которого рисовали Боба Арктора, почти ничего не делает, да и не понятно, как он должен был отыграть многочисленные размышления и внутринние конфликты героя, которыми изобилует книга.
Обо всем этом должен был позаботится режиссер. Не просто перенести на экран буква в букву содержание книги, сделав зрелищную иллюстрацию к оной, а передать её смысл, подтескт и атмосферу, используя, повторюсь, очень удачно выбранные инструменты визуализации. Не вышло...

Итоги? 6 из 10. Треть заслуги - актеров, треть - того, кто придумал ТАК подать материал, и треть - тем маньякам, который в течении полутора лет кадр за кадром отрисовывали эту психоделику. Шутка ли, на создание минуты анимации уходило более 500 человеко-часов!!!

Не читая книги фильм смотреть не советую, половины просто не поймете.

P.S. Тут можно скачать трейлер фильма, чтобы оценить картинку.
P.P.S. Фильм вышел в России на лицензионном DVD. На диске немало интересных допов - документалка о том как рисовали фильм, и интервью самого Филиппа Дика, записанное почти 30 лет назад, и раскрываюещее его собственное отношение к "Помутнению".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments