Алексей Гурьев (cineman) wrote in kinoclub,
Алексей Гурьев
cineman
kinoclub

"Голубая бездна" / "Le Grand Bleu", 1988



История жизни и смерти, противостояния и дружбы двух ныряльщиков - тихого, замкнутого в себе француза Жака Маёля, и понтоватого, самодовольного итальянца Енцо Молинари. Их дорожки пересеклись еще в раннем детстве, когда они мальчишками жили на греческом острове. Прошли годы, Енцо стал чемпионом мира по "free diving" - погружению на глубину без дыхательной аппаратуры. Он лучший, у него нет достойных соперников, и он нажодит Жака, чтобы предложить ему выступить на чемпионате.

Они очень разные. Енцо любит жизнь, любит получать от неё удовльствие, и свой талант испольует в первую очередь для получения выгоды, и укрепления самолюбия. "Я знаю, когда море готово принять меня!" - говорит он. Жак иной. Ему не нужно "договариваться" с морем, ибо море - его дом, его мир. Тихий и замкнутный на земле, среди людей, он преображается, стоит ему нырнуть в воду. Для полного счастья, наверное, ему не хватает только жабр... Его единственные друзья, его семья - стая дельфинов. Кажется, что из всех живых существ только они его понимают по-настоящему.

В Перу Жак знакомится с очаровательной американкой Джоаной, которая с первого взгляда в него влюбляется. Она пытается построить с ним семью, как-то вытянуть его в реальную жизнь, но безуспешно.

В то же время, соревнование между Енцо и Жаком набирает динамику. Жак бьет рекорд соперника, через год Енцо отвечает еще большим рекордом. Тогда Жак уходит на такую запредельную глубину, что его рекорд оказывается недостижим ни для кого. Врачи предупреждают организаторов соревнования - попытка нырнуть глубже может стоить спортсменам жизни. Как предсказание Кассандры этот вердикт почти сразу материализуется - в попытке вернуть себе титул чемпиона Енцо Молинари гибнет...

Море дает жизнь, и море забирает жизнь. Эту истину Жак познал очень давно, когда в море погиб его отец. В какой-то момент Жак понимает, что этот мир - не его, что его дом не здесь, что он должен вернуться в море. "Я должен посмотреть, что там.." - говорит он Джоане. Она пытается отговорить, остановить его, но она не знает дельфиньего языка... В последний момент, когда её любимый уже надел ласты, и приготовился уйти от неё, Джоана признается, что беременна. Услышав и осознав это, Жак, похоже, еще больше утверждается в правильности выбора - он дал начало новой жизни, его миссия в этом мире закончена. Он протягивает Джоане шнурок, отцепляющий карабин, держащий груз, который должен увлечь Жака в глубину, как бы говоря: "Отпусти меня." И она отпускает. "Плыви, посмотри, что там..." Щелчок, всплеск. Она понимает, что он не вернется, но она знает, что ТАМ ему будет лучше...

Финальный кадр врезается в сознание, и долго еще стоит перед глазами. Достигнув конца троса, вдоль которого осуществлялся спуск, Жак завис в шаре света, создаваемым большими прожекторами, на этом последнем островке человеческого. Из темноты вынырнул дельфин, и словно поманил за собой. Секунда, бесконечно длинная секунда... Жак отпускает трос, и уходит из света во тьму. Домой.


Режиссер: Люк Бессон
В ролях: Жан-Марк Барр, Жан Рено, Розанна Аркетт

Я не хочу "препарировать" это кино. Оно совершенно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments