kritiktotal (kritiktotal) wrote in kinoclub,
kritiktotal
kritiktotal
kinoclub

Остров, 2006.

Фильм"Остров".
Россия, 2006
Режиссёр: Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Нина Усатова, Юрий Кузнецов, Виктория Исакова
112 мин.

"Остров" Павла Лунгина - редкий на сегодня фильм, обращающий к мыслям об истинной жизни и дающий успокоение. Этим настроением он схож ким-ки-дуковким "Весна, лето, зима и снова весна". Фильм-притча, фильм-медитация, драма человеческой души - сколь угодно можно балансировать между различным определениями, но вряд ли хотя бы одно из них даст представление о картине. Поиски человеком себя и высшего в себе не укладывается в рамки определений.
Герой Мамонова - старец Анатолий, монастрыский кочегар и пророк, ищет успокоения своей душе от гнета тяжелого греха, совершенного в годы Великой Отечественной войны. Черно-белым эпизодом из прошлого (1942 год)открывается картина: кочегар с буксира, пришвартованного к маленькому островку в Белом море,под страхом смерти, выдает немецкому десанту своего капитана Тихона и получает право на спасение своей жизни, дав согласие выстрелить в товарища. После взрыва буксира и отхода немецкого судна он остается без памяти на пустом берегу северного острова. Служители монастыря подбирают его и оставляют у себя в обители. С этого момента начинается послушание и молитва героя о прощении и спасении своей души. В монастыре он исполняет обязанности кочегара, живет в уединении на соседнем от всей братии острове, избегает общения.1976 год. По окрестностям и отдаленным местам идет слава о чудодейственной силе оца Анатолия: предсказателя и целителя. Но никто из мирян не догададывается, что служитель-кочегар и есть тот самый необыкновенный старец. Братия с недовольством поглядывает в сторону котельной - Анатолий чудит, ведет себя не по уставу, на службу не ходит , подстраивает "пакости" - то дверную ручку, завидев посланных от настоятеля, смажет сажей, то подкинет обгоревшую головню, то взберется на колокольню и начнет песнями славить Господа. Но все его действия не что иное, как символические знаки:"сам не знаю, почему Господь выбрал меня" - сокрушается Анатолий, награжденный даром видеть прошлое и будущее. Поведение героя созвучно дзенской практике - такими же символическими действиями изобилует поведение монаха-наставника в "Весне", живущего уединенной островной жизнью, удаленной от мира. Есть и другие совпадения в эстетике фильма Лунгина и Ким Ки Дука - это монтажная техника, когда действия героев чередуются с кадрами - остановками на деталях пейзажа. Хотя здесь лунгиновский "Остров" больше созвучен эстетике Такеши Китано. Вспомним "Куклы": многозначительная остановка на красном кленовом листе, фарфоровом ангеле - как лирическое отступление, хокку, в сюжете. В "Острове" эти "отступления", символические "комментарии" - куст лишайника, морской горизонт, белые камни, остов сожженного корабля в холодной воде. Пейзажные картины в фильме очень хороши - особенно, сцена проплывающей за индевеющими валунами лодки с монахами. Лейтмотив картины, конечно, огонь и уголь. Огонь в топке Анатолия, не гаснущий от начала до конца фильма, как метофора душевного огня ("грех сжигает меня") и Божией кары ("не бояться геенны огненной"). Апогеем огненной символики становится ночь отца Филарета в котельной: старец Анатолий устраивает очередной акт - изгнание бесов - наполняя дымом дровяной сарай и сжигая любимые вещи Филарета. "Показал ты мне, что мало веры у меня, что боюсь я предстать перед Богом, коли убоялся угореть с тобой", - говорит Филарет. Напоминает о "Куклах" и "тройной" сюжет: в фильме три героя ищут приблизиться к Богу - кроме Анатолия,отец Иов (Дмитрий Дюжев)и Филарет (Виктор Сухоруков). Акцент на общности духовных стремлений героев - в сцене "тройной" молитвы.Сцена о неисповедимости путей Господних: "Не принимает мою жертву Господь", - говорит Иов Анатолию."Я и сам не понимаю, почему Господь избрал меня" , - произносит старец. Финальная сцена встречи главных героев - убийцы и жертвы - теряется, как невнятный лепет, на фоне грандиозных пророчеств и поисков спасения души.Как будто она не важна и приведена как доказательство того, что известно и так - есть вечное прощение и любовь, а знаки о них, только снисхождение Господа к нам грешным и маловерным.
Об актерском составе: замечателен Мамонов, замечателен Сухоруков, хорош Дюжев,но поразительна - Нина Усатова, сыгравшая эпизодическую роль прихожанки, деревенской бабы, пришедшей к старцу молить за мужа. Эпизод мелькнул повтором на выходе из кинотеатра и только тогда осенило: знакомое лицо - это же Усатова, актриса Усатова.Пока шла картина - баба и баба, каких тысячи на Руси, как будто с улицы пришла. Каждый раз при первом появлении персонажа: смотри-ка, Сухоруков; Дюжев в необычном амплуа, Мамонов.Ни один из героев не удостоился этой высшей награды - быть не узнанным в роли.И еще о музыке - прекрасна как белые пейзажи Кемья.Резюме: слушайте и смотрите. Е. А./
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 52 comments