Разочаровательный принц (vbv) wrote in kinoclub,
Разочаровательный принц
vbv
kinoclub

Королева / The Queen (2006)

Королева (2006)Возможно, российскому зрителю будет не слишком интересен этот грустный чужеродный фильм, поставленный прекрасным режиссером Стивеном Фрирсом (он известен у нас по захватывающей мелодраме "Опасные связи"). Слишком чуждый менталитет, слишком другая страна. Чтобы понять эту страну и тамошних людей, недостаточно под Рождество затовариться шмотками на Пикадилли. Может быть, этот фильм даже вызовет неприязнь.

Судя по тому, что "Королева" вышла в конце 2006 году, картина приурочена к "юбилею" — десяти годам со дня смерти принцессы Дианы. Круглая дата позволила Фрирсу сделать экскурс в новейшую историю Британии, разобрать по косточкам значение монархии в нынешнее время. Потакая вечному любопытству обывателей, он как бы приглашает их в святая святых — Букингемский дворец, сделав центральными персонажами своего фильма членов королевской семьи.

Однако же отрезанный ломоть Диана, будь она живая или мертвая, неизменно остается за кадром — в кадр попадают лишь ее образы-проекции, тиражируемые телевидением и прессой. Отрекшись от нее, королевская семья тоже вынуждена воспринимать лишь ее образ, и она воспринимает этот образ в штыки. Но даже один лишь образ Дианы в состоянии создать этим милым людям огромное количество реальных проблем.

Главную роль, роль Елизаветы II, сыграла Хелен Миррен — и поистине удивительно, насколько они похоже внешне, и поистине удивительно, — так, что даже не верится, — что эта же Хелен Миррен отжигала меньше чем 20 лет назад в "Поваре, воре" Питера Гринуэя. Королева, наделенная дремучим консерватизмом, но при этом мягкостью в обращении и уверенностью, что она "понимает людей", вызывает сочувствие. Кстати, ее туповатый супруг-шотландец, принц Филип, гротескно сыгранный типичным американцем Джеймсом Кромвеллом, не вызывает никаких чувств, кроме разве что смеха.

Фильм охватывает несколько дней до смерти Дианы, когда премьер-министром Британии был избран молодой Тони Блэр, и несколько дней после смерти Дианы, когда Тони Блэр, показанный в фильме энергичным и напористым человеком, вертится ужом на сковороде, пытаясь принять популисткие меры, при этом не оскорбив Семью.

Фрирс показывает монархические традиции как прелестную декоративную штучку — это видно сразу, по первому визиту Тони Блэра и его жены к королеве. Веками выработанный ритуал, всю эту церемониальность, с которыми их знакомит камердинер, они (премьер-министр! и его жена) воспринимают со смешками. Блэр — с доброй улыбкой, его супруга — со злобным сарказмом. Впоследствии будет еще одна характерная сцена, когда жена Блэра с возмущением восклицает, что, де, королева обходится государству слишком дорого — 30-40 млн. фунтов в год. И при этом не платит налогов! (Глядя этот фильм, возникает чувство неполноценности от того, что живешь в России. Чертовы британцы не видели полчищ дармоедов, заседающих в нашем правительстве и использующих власть лишь для собственной наживы). Впрочем, Блэр с точки зрения Фрирса (но особенно благодаря эмоциональной игре Мартина Шина), вообще "приятный парень". Несмотря на то, что даже его команда вслух размышляет о всеохватывающем республиканстве, шутит насчет бескровных революций, он проникается сочувствием к чопорной королеве, потому что эта напудренная особа на самом ведь деле живой человек! Режиссер четко определяет отношение правительства к королевской семье, — снисхождение.

Когда дело доходит до так называемого народа, фильм приобретает сардонический оттенок. Камера отправляется "в массы", интервью берут у обывателей. Пресса подзуживает народ, и народ начинает недоумевать в камеру: "А почему, fuck, похороны закрытые? А мы ведь горюем! А почему над Букингемским дворцом спущены флаги? Мы понимаем, что королевы нет, но, fuck, почему нет флагов?" Раззадоренный прессой народ негодует, и пресса моментально отображает мнение масс — негодование. Тони Блэр пытается разорвать этот порочный круг, и среди всей королевской семьи находит всецелую поддержку только со стороны принца Чарльза. Принц Чарльз, восхищающийся "свободными, прогрессивными" идеями Дианы и после развода выглядит глупо и жалко, как человек, который пытается вскочить на подножку уходящего поезда.

Ремарками со стороны старших в королевской семье, а также при помощи еле уловимой авторской иронии, можно сделать вывод, почему миллионы людей все же так восхищались Дианой и так безутешно горевали после ее смерти. Дело не в многочисленных благотворительных фондах, открытых принцессой. Вовсе нет. Просто она, как и любая знаменитость, была причиной многочисленных скандалов. Она так забавно пыталась избегать папарацци! Публика наблюдала за ее похождениями, как за интересной мыльной оперой. И вот несчастный случай отнял у быдла любимую игрушку. Тони Блэр в лице британского правительства вынудили королеву пойти на компромисс "ради спасения чести короны": сделать похороны открытыми, пригласить туда всех этих ненавистных им клоунов-телезвезд, пидорасов, модельеров и проч., чтобы в последний раз потрафить своему дорогому народу. Бастион добропорядочности, приличных манер, вековых традиций пал. Всё ради народа... Для нас, российских граждан, это очень диковинный фильм. Другие рецензии читайте в интернет-журнале ЭКРАНКА.РУ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments