desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

“Bloody Diamond”/«Кровавый бриллиант»

Мир, война и бриллианты

Один из самых популярных сюжетов в приключенческой литературе — история о поисках какого-то невероятного сокровища, например, драгоценного камня. Часто, по законам жанра, камень оказывается проклятым, и прежде чем история дойдет до конца, погибает много людей. Очередной образчик — фильм «Кровавый бриллиант». Разве что режиссер Эдвард Цвик (постановщик «Последнего самурая» с Томом Крузом, продюсер оскароносного «Трафика») внес некоторые коррективы.
События, ясное дело, происходят в Африке. Однако это современная Африка. Растерзанная продолжительными вооруженными конфликтами, коррупцией и преступностью, залитая кровью невинных жертв, кишащая болезнями и нищетой. Главные герои волей Цвика и сценариста Чарльза Левитта оказываются в самом аду — в маленькой стране Сьерра-Леоне, в эпицентре гражданской войны, разгоревшейся из-за попытки разных сил завладеть месторождениями бриллиантов. Заложниками, как всегда, становятся мирные граждане, а именно — злосчастный местный житель Соломон Венди (актер бенинского происхождения Джаймон Хансу), которого разлучили с семьей. У бедняги есть только один козырь — огромный бриллиант. Вот, собственно, этот камень и становится причиной всей суматохи и мясорубки.
«Кровавый бриллиант» очень далек от авантюрных произведений типа «Копей царя Соломона». Цвик пытается сделать акцент на этической и социальной сторонах приключения. Он старательно предъявляет все ужасы «бриллиантового террора»: детей, которым отрубают руки или делают из них убийц; рабов, которые моют алмазы на нелегальных рудниках; продажных политиков и корыстных наемников; беспринципных европейцев, сотрясающих воздух сочувственными декларациями, но позволяющих существовать кровавому бизнесу прямо в своих столицах. Однако бюджет есть бюджет, касса есть касса, и нужно как-то привлекать массового зрителя. Поэтому в фильме есть и погони, и перестрелки, и Леонардо ДиКаприо в роли отзывчивого солдата удачи Денни Арчера, и Дженнифер Коннели, являющейся олицетворением принципиальной журналистки. Тем не менее из троицы главных исполнителей более всего запоминается Хансу с его яркой фактурой и мощным взрывным темпераментом. ДиКаприо, как это сложилось в последние годы (после работы в «Бандах Нью-Йорка» Мартина Скорсезе), играет плохого парня. Ну, не очень плохого, однако небритого, бывалого и циничного. Но сколько бы ДиКаприо не отращивал бороду и не делал бешеные глаза во время драки, он еще долго будет оставаться все тем же голливудским плейбоем. Особенно на фоне тех очаровательных злодеев, которых легко создают старые, но действительно великие артисты из поколения Аль Пачино.
Противоречиво выглядят и попытки Цвика совместить моралистическую драму с приключенческим фильмом. Такое впечатление, что у него в запасе просто нет средств, дабы по-настоящему поразить зал. Так, он показывает несовершеннолетних боевиков, но это все равно выглядит как очередная цитата из научно-популярного телеканала «Дискавери»; однако на «Дискавери» сюжеты реальны, сняты там, где на самом деле стреляют, а здесь — необременительное художественное воссоздание. То есть бегают малолетние актеры с автоматами, и невозможно поверить, что это действительно психически искалеченные дети. Нужен другой уровень трагичности. Вместо этого режиссер прибегает к стандартным приемам — мелодраматическим сантиментам в острейшие моменты. Под конец все становятся такими страдальцами и ангельски добропорядочными, что хоть в сиропе их топи. Никаких открытий: зло осталось злом, добро — добром, война — это плохо, развитые страны должны быть более внимательными к проблемам третьего мира, но об этом можно прочитать в газете и необязательно высиживать в кинотеатре почти два с половиной часа. Разве что посмотреть на хороших чернокожих актеров. Только и всего.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments