kritiktotal (kritiktotal) wrote in kinoclub,
kritiktotal
kritiktotal
kinoclub

Category:

Гадкие лебеди (2006).

Гадкие лебеди.
Прежде чем прочесть рецензию, предлагаю ознакомиться с информацией о премьере фильма и фрагментами интервью режиссера Константина Лопушанского.


В прокат выходит фильм по повести братьев Стругацких. Картину «Гадкие лебеди» снял Константин Лопушанский. В ролях — Григорий Гладий, Лаура Пицхелаури, Алексей Кортнев, Леонид Мозговой. Об актерах в интервью радио Культура рассказал продюсер и композитор Андрей Сигле.

Критики отмечают, что картина «Гадкие лебеди» совершенно не похожа на первоисточник. Журналисты считают, что Константин Лопушанский, создал самостоятельное кинопроизведение.
Радио «Культура», 19 октября 2006


Состоялась премьера фильма «Гадкие лебеди» по повести СтругацкихСтраница фильма

Московская премьера фильма Константина Лопушанского «Гадкие лебеди» состоялась 12 октября в кинотеатре «Роллан». В основе картины одноименная повесть братьев Стругацких о городе-призраке с интернатом для одаренных детей. В городе происходят странные климатические изменения, напоминающие Вселенский потоп, создаются бесчисленные комиссии, изучающие эту аномалию.

На пресс-конференции 12 октября, предваряющей премьеру, Лопушанский сказал: «Далеко не каждый человек в своей жизни встречается с Тайной. С большой Тайной похожей на распахивающуюся под ногами бездну. Чтобы выдержать такую встречу человеку требуется вся его сила духа и все его мужество. И собственно наша история, наш фильм — именно об этом. О встрече человека с Тайной, с будущим, с новым миром, в котором возможно ни нашему герою, ни его современникам нет места».

По словам режиссера, «Гадкие лебеди» — это культовое литературное произведение 60-х годов. Тогда во время его написания в нем были важны аллюзии, и, прежде всего, политические, вызывающие ассоциации с существующим строем. Сейчас же страна изменилась, но осталось то, что определяет магию этого произведения Стругацких — ниточка, ведущая в будущее, интуитивное предчувствие проблем, чрезвычайно важных, которые завтра станут перед людьми во всей своей остроте.
Фильм «Гадкие лебеди» 19 октября выходит в прокат, и в Москве будет демонстрироваться в кинотеатре «Пять звезд».
РИА Новости, 12 октября 2006

Рецензия.

В Питер фильм пришел в январские праздники. Показ с 1 по 7 января проходил в Доме Кино. Сразу скажу, что буду уклоняться от всяческих попыток сравнивать фильм и книгу – ведь не с книгой же в руках мы сидим в кинозале? – и попробую высказать впечатление о фильме как самостоятельном произведении. Также я не претендую на описание и оценку всех деталей данного кинотекста. Мое впечатление базируется на нескольких моментах, которые в совокупности составили целостное восприятие картины. О них и пойдет речь.
Первое и самое главное для меня. Неумение распорядиться экранным временем. Фильм медитативно, не спеша разворачивается под шум несмолкающего ливня, с зависающими кадрами падающей водяной капли, теневой игры на обшарпанной стене, лицом героя, озаренным прожекторными огнями и вдруг начинает комкаться. Там, где казалось бы и есть шанс показать себя и режиссеру и актерам во всей полноте таланта: в диалогах и монологах персонажей, конфликте сторон, выражении позиций.
Первые кадры фильма захватывают – давно мы такого не видели: кино в лучших традициях русской советской фантастики, не отягощенной голливудскими спецэффектами, с напряженным психологизмом и реалистичным движением сюжета. Герой, писатель Виктор Банев, член комиссии ООН по расследованию Ташлинской аномалии приходит в дом к польскому ученому – карлику. Но, увы, вопреки ожиданиям, ружье, с которым карлик встречает героя, так и не «выстреливает». По правде говоря, после заключительных титров присутствие загадочного карлика в картине так и остается загадкой: зачем, для чего он был нужен?.. можно было и без него обойтись… или это новая форма спецэффекта? Персонажная.
Действие неторопливо длится, длится и где-то на 40 минуте операторских медитаций уже не оставляющих сомнений в том, что Лопушанский - ученик Тарковского, возникает беспокойство: куда же поместится основное действие, противостояние мокрецов, школьников и «обычных людей», фильм заявлен на час тридцать… Беспокойство оказывается вполне оправданным. Желанного катарсиса, освобождения напряжения в кульминации не происходит. Героям-детям так и не дали как следует высказать свое кредо и показать новую жизнь, ради которой они оставили мир. Намеки на причины их выбора так слабы, что даже для додумывания оставляют мало почвы. Мокрецы так и остаются под плотной завесой вечного дождя. Главные герои конфликта остаются на положении статистов. Зато пейзаж и деталь занимают почетное главенствующее место. Посему и кульминации я не дождалась: действие вяло свернуло к финалу, так и не раскрывшись в полной мере.
В интервью Радио Рокс Лопушанский признался, что ему не хватило полчаса экранного времени. Это похоже на оправдания неподготовленного к экзамену студента. И дает повод поразмышлять о положении художника в России. То, что Лопушанский художник замечательный, сомнений вызвать не может. Его работа прекрасна, и ей не хватает только одного – мастерства. А мастерство, как известно, формируется в непрерывной работе. Работа же режиссера - снимать для зрителя. К сожалению, наши режиссеры были лишены этого необходимого счастья долгие 15 лет. Если не считать лубочные притчи Астрахана, побасенки Кеосаяна и глянцевые комиксы Феди Бондарчука. Отсюда и «нехватка» времени, и дисбаланс статики и динамики, диалога и детали.
Прекрасно, что Лопушанский все же смог снять новую картину, свою, абсолютно не «форматную», замечательную в отдельных эпизодах: ливни над Ташлинском, затонувший город и, конечно, последнее молчание героини - девочки Иры с глазами врубелевской Лебеди, обреченной на тоску по сияющему вдалеке недостижимому царству. Замечателен, и музыкальный ряд, и неожиданный в нашем форматном десятилетии подбор актеров. Время целостности еще не пришло. Дается оно с трудом и трудом. И хотелось бы надеяться, что возможность работать для зрителя хорошие режиссеры все же получат./
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments