Пётр Таран (phantomer) wrote in kinoclub,
Пётр Таран
phantomer
kinoclub

Волкодав

Посмотрел давеча "Волкодава" и захотелось поделиться впечатлениями с народом.

С первых кадров фильм заворожил. Разорение мирной деревни всадниками - до синяков вроде б избитый сюжет, а как подан! Даже жутковато делается - как по-хозяйски, по-домашнему банда гопников входит в деревню и спокойно, размеренно режет-рубит людей по одному. Как кузнец ловко отмахивается молотом, как сыплются яблоки... Очень впечатлило. До нервных вздохов.

Тем обиднее, что с развитием сюжета место здоровой крестьянской основательности занял совершенно какой-то эльфийский эпический романтизм. Что делают герои, вырвашись из мрачной передряги в восхитительную зелень предгорий? Отдыхают? Осматривают раны? Приводят в порядок одежду? Да нет же - один проводит рукой над дощечкой и говорит эдакой бытовой скороговорочкой, будто о борще недосолённом: ага, мол, ясно, могучий артефакт такой-то, каждый день вижу. А прочие герои? А они - сразу верят, причём регулярно. Только прибыли в Галирад, обогрелись, как два малахольных мужичка с девкой задумались отнюдь не о том, как в жизни обосноваться, а о новом квесте. Причём какая им с того выгода - совершенная загадка. И с чего жрецам вздумалось будить богиню? Какой-то "Конан-варвар", честное слово.

Убрано - и это очень обидно - вся бытовая сторона. Герои прибыли в Галирад, смена сцены и - раз - они уже в какой-то комнате. По обрывкам фраз догадываешься, что это трактир, но как они договаривались с трактирщиком? Чем расплачивались? Как туда пустили жывотное? Дружина идёт в поход - как они общаются? Знакомятся? Травят байки? Варят еду? Тема не раскрыта совершенно. А от того нету и сопереживания героям, не чувствуешь за ними людей.

Если сравнивать фильм с книгой (очень некорректно, да, знаю), то книга куда более приземлённа и человечна. В ней нет никакого Очень Большого Зла, а мотивация героев, напротив, чётко обусловлена вполне понятными вещами: местью, обычаями, понятиями о долге. Абстрактных приключений на свой анус не ищет никто. И очень много чисто бытовых фишек: как безденежные герои убалтывают трактирщика и Волкодав в благодарность подкрашивает тому вывеску, как слушают песни ослепшего тестомеса, как изготавливают ножны к мечу, как помогают сбитой лошадью бабушке... Книга меня этим очаровывала. В фильме же...

В фильме - типичное фэнтези. Команда хороших против команды плохих, предатель, Очень Большое Зло. В центре - Волкодав, кнесинка, ещё пара-тройка песронажей. Прочие - мебель для массовки. Дерутся, погибают, но это вроде никого и не волнует. Характернейшая деталь - непонятно, сколько людей сопровождает кнесинку. Одного убили, другого, третьего, а их вроде и не меньше. Вот кучу перебили, а вроде и в плену куча... Не люди - статисты. Хотим - родим, хотим - порубим, не жалко. Вот один из отряда спиной принимает пущенную стрелу - как звать-то его? Умер, али выжил? Как хоронили, если помер? Погоревали хоть, помянули? Человек всё ж. Приняли меры безопасности? Ведь первая смерть в отряде и только в этот момент (героям) должно стать ясно, что путешествие будет беспокойным. Ан нет, ничего такого. Будто и не было стрелы.

И ещё - уж очень легко в стрёмной ситуации герои вызывают себе на помощь богов. Оно, вроде как замотивированно, мол, и боги были ближе и люди стремились с ними сравняться... Но за deus ex machina сценаристов били ещё в Древнем Риме.

Н-да, обругал фильм во все корки. Давайте теперь о хорошем, благо, его тоже очень много.

Во-первых, дуэль Волкодава и Людоеда. Это просто атас. Лебедев (режиссёр, если кто не в курсе) может с полным правом похлопать весь остальной мир по плечу и сказать: учитесь, сынки. Как два могучих бойца в тесной комнате месят друг друга, теряют и поднимают оружие, ловко уворачиваются от ударов - зрелище было - не оторваться! Дуэль с Винитарием, да и вообще все одиночные схватки - прекрасны! Массовые бои впечатлили чуть меньше, но я, в конце-концов, вообще слабый любитель массового месилова. Сделано зрелищно, качественно - многим должно понравиться.

Во-вторых, антураж и декорации. Галирад - действительно деревянный город, смотришь и понимаешь, как горела Москва, только спичку сунь... Узкие улочки, крыши из брёвен - где неряшливые, а на княжеском тереме тщательно тёсанные и подогнанные. Деревянные тёмные дома, но княжеский - каменный и известью покрыт. По нынешним временам - бытовка зачуханная, а в фильме смотришь и ясно - непростой человек тут живёт. Оружие, одежда - всё отменное. Необычный, но интересный замок Людоеда. Любовался.

Много приятных сцен и отличных второстепенных героев. Наёмник богов-близнецов, например, такая натурально подлая рожа и мелочная мстительность!

А диалоги?

- Я молюсь своим богам и не восстаю на чужих.
- Может потому, что силёнок мало, а?


Блестяще!

А песня рабов? Эх, не передам я текстом, как у меня оторвало крышу с тех звуков...

Сцена, как кнесинку готовят к свадебному путешествию, параллельная со сценой жертвоприношения - впечатлило до дрожи.

Чисто технически всё хорошо - звук объёмный, картинка красивая. Спецэффекты отдают некоторой попсовостью, но в меру, весьма в меру. Отдельно впечатлило Очень Большое Зло - не какой-нибудь там Чорный Исполин, а каменно-огненное крошево - абсолютно бесчеловечное во всех смыслах этого слова.

Ну и, конечно, сама фигура Волкодава! Реальный такой, внушительный, жизнью битый мужик. Основательный, молчаливый, крепкий и ловкий, всегда спокойный, неизменно в себе уверенный. Смотришь - и ясно, что с таким и в огонь и в воду и в разведку и куда угодно ещё. Женщины должны влюбляться по одному только запаху. Удался персонаж отменно!

Резюме. По жанру "Волкодав" поместился где-то посерёдке между "Властелином" и "Конаном". Но сделано всё с любовью, тщанием и деньгами, русский колорит выдержан, поэтому любителям развлекательного фэнтезийного кина должно понравиться. Рекомендую.

P.S. Но три сцены будто из "Властелина" целиком взяты. Или это меня одного глючит? :-)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments