Alexey Taranenko (dosh13) wrote in kinoclub,
Alexey Taranenko
dosh13
kinoclub

Categories:

Апокалипсис/Apocalypto (2006)

Режиссёр: Мел Гибсон.
В ролях: Руди Янгблад, Дэлия Эрнандез, Джонатан Брюэр, Моррис Бёрдйеллоухэд, Карлос Эмилио Баез, Рамирез Амилкар и др.


Ещё одно огромное разочарование этого, и так не очень удачного на хорошие фильмы, года. "Апокалипсис" отчаянно хочет быть умной, красивой и увлекательной картиной с эпиграфом в начале и не малым эпическим размахом вообще, а на деле же оказывается почти камерной историей - прямолинейным и предсказуемым экшном из возможной истории жизни племён майя. Сценария хватает на кусочек из обычной жизни с юмором, набега врагов и захвата в плен, плюс всякие зверства и жертвоприношения. Затем кульминация - получасовой отчаянный побег и месть. Чтобы бежать было быстрее и осмысленнее даны чужие жизни, которые напрямую зависят от жизни главного героя.
Первую часть фильма Гибсон снова пробует на прочность нервы и эмоции зрителя, почти также как делал это два года назад в "Страстях Христовых". Впрочем, в контексте данной истории и в условиях созданного мира, то что происходит на экране выглядит вполне естественно и очень скоро начинает напоминать какой-нибудь "Ад каннибалов" только с большим размахом - пирамиды, толпы ликующего народа и катящиеся по ступеням тела и головы несчастных, принесённых в жертву. Потом начинается погоня в горячей крови, когда впереди один и без оружия, а следом - восемь вооружённых и очень опасных. Замечательный, но короткий пробег через поле засохшей кукурузы, почти как в старых японских фильмах Кането Синдо и Масаки Кобаяси, сменяется, увы, стандартным визуальным набором современных фильмов действия - крупные планы, мельтешащая камера, стремительный монтаж, бегущие ноги, летящие предметы. Снято всё это зачем-то снова на цифровую камеру, которая при стабильной картинке даёт потрясающую чёткость и передачу цветов, а в динамике напоминает плохо снятое home video. Поэтому когда несколько татуированных и шрамированных человек несётся через джунгли, а за ними точно так же несётся оператор с камерой на плече, понять что либо на экране просто невозможно. Главному герою же безусловно приходится проявлять чудеса смекалки и охотничьих навыков, которые приятно удивляют и радуют городского жителя, но и госпожа удача, как и пророчили, на нашей стороне. Вот здесь Гибсон очень неплохо закольцовывает всю эту историю, внезапно начавшуюся с динамичной охоты на тапира и уж тем более внезапно завершившуюся охотой на человека. Обломок кости, выбитый из старой ловушки и красиво летящий в рапиде, запоминается лучше, чем все пирамиды и водопады вместе взятые - неважно на кого шла охота. Сцена же, которая вызвала у многих больше всего нареканий - появление кораблей конкистадоров в мире который умер за 600 лет до этого - в данном случае выглядит вполне уместно, а снята так и просто замечательно. Пока одни узрев богов, сошедших на Землю в мир, который они скоро погубят, зачарованно смотрят на них, главный герой уходит в глубь леса в поисках новой жизни. И в данном случае "Новое начало" - а именно так трактовал перевод "apocalypto", кажется, с древне-греческого в одном из интервью Мел Гибсон - выглядит более уместно и естественно. Потому что апокалипсис остаётся где-то далеко за спиной - в городах, пирамидах и приплывших кораблях. А история, несмотря на внушительный эпиграф, всё же была о человеке по имени Лапа Ягуара, который поборол свой страх и вышел победителем из смертельной гонки. Больше о нём, к сожалению, узнать ничего не удалось.
И ещё. Странно, что говоря об "Апокалипсисе" никто ни разу не вспомнил о фильме Кевина Рейнолдса 1994 года "Рапа Нуи/Rapa Nui", где такой же обнажённый и прекрасный как Руди Янгблад по острову Пасхи носился Джейсон Скотт Ли, то защищая свою любовь, то выполняя какие-то обряды. Говорил он, правда, на чистом английском.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments