desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

"Tsotsi"/"Цоци" (Великобритания-ЮАР)

Центральной премьерой фестиваля британского кино, ныне проходящего в УКраине, стала криминальная драма «Цоци» (реж. Гевін Худ, 2005) совместного производства Великобритании и Южной Африки, обладатель многочисленных кинопремий, включая «Оскар» за «лучший иностранный фильм» и награды Британской академии кино и телевидения за «лучший неанглоязычный фильм года».

Картина, снятая по мотивам одноименной книги известного драматурга Атолла Фугарда, рассказывает о шести днях из жизни юного вожака уличной банды, который искалечил женщину и похитил ее машину, не заметив в панике младенца на заднем сидении. «Цоци» - это в лучшем смысле «оскаровская» робота, прекрасно сбалансированная во всех компонентах. В ней есть и бессмысленная жестокость малолетних преступников, и сюжетное напряжение, которое постоянно удерживает внимание зрителя, и тема искупления, без которой картина превратилась бы в очередной криминальный мейнстрим. Цоци - это, собственно, один из языков Южноафриканской Республики, а для главного героя это кличка - его настоящего имени никто не знает. Он ведет себя как озлобленный звереныш, пока в полной зависимости от него не оказывается ребенок. Локация съемок - йоганесбургское гетто Соуэто; тамошние восстания против апартеида сделали этот городок знаменитым у советской прессы. Судя по ландшафту, предстающему на экране, с тех времен там мало что изменилось. Но режиссер не гонится за эффектной натурой, не делает акцент на экзотике. Он воссоздает абсолютно безнадежную среду, где выбор очень небогат - либо нищета, либо бандитский «бизнес» и в конце концов тюрьма или могила. И главное для него - это преображение самого Цоци. Который, из-за невинности младенца, преодолевает собственный надлом, от которого страдает еще с детства. Вот таким, пусть несколько мелодраматическим образом, авторы ленты находят выход из вечной дихотомии преступления и наказания. А от упомянутой мелодраматичности спасают хорошие актерские работы (в первую очередь Пресли Чвенеяга в главной роли), динамичная - без зависаний и лишних пауз - режиссура, а также интересная звуковая дорожка, скомпонованная из местного хип-хопа, который в Соуэто сформировался в собственное уникальное направление. Конечно, жаль, что этот фильм покажут у нас только в рамках фестиваля - эта история способна взволновать любую аудиторию независимо от расы или страны проживания.

Питер Фудаковски, продюсер фильма «Цоци»: «В универсальности простых историй - залог успеха»
- Как начинался «Цоци»?
- Я почти случайно узнал об этой истории более 10 лет назад в Нью-Йорке, увидел ее потенциал, и многие люди говорили мне, что ее можно снимать. Однако довольно долго я не знал, что и как с ней делать. Когда 4 года назад я со своей дочерью вновь был в Нью-Йорке и встречался с разными артистами, этот сюжет всплыл во второй раз, и я понял, что делать. А сама книга была напечатана в 1980 году, и ее уже пытались экранизировать. Сейчас фильм идет в прокате по всему миру, за исключением России.
- Почему вдруг такое исключение?
- На мне оранжевый пиджак… Больше я об этом ничего сказать не могу.
- Большая популярность предполагает также и пиратство, к сожалению. У нас уже появился «Цоци» на нелицензионных дисках...
- Мы летом были в КНР на Шанхайском фестивале. Фильм на тот момент еще не вышел ни в Европе, ни в США. А в Пекине я нашел целых 5 копий по доллару каждая. Был очень зол. Да, пиратство - это проблема. С другого стороны, в ЮАР фильм украли еще на стадии монтажа. По рукам гуляла 11-я монтажная версия
- А финальная какая по счету?
- 23-я. Но, несмотря на это, уже проданы десятки тысяч лицензионных дисков. Это два разных рынка.
- Хорошо, так чем можно объяснить такой успех?
- Вы видите простую историю, которая, однако, касается души каждого человека. В этой универсальности простых историй - залог успеха. Мне кажется, этот фильм мог бы быть сделан в Украине, если бы мы нашли деньги здесь, а не в ЮАР. Такие истории можно снимать где угодно.
- Кстати, вы раньше бывали в нашей стране?
- Впервые я приезжал в Украину много лет назад. Был один день во Львове. Очень яркое впечатление.
- И могли бы что-то у нас снять?
- Я всегда ищу истории, сценарии. И если в Украине найдется такая интересная история, сразу сяду в самолет и прилечу сюда.
- Что касается места съемок, «Цоци» - больше африканский или, все-таки, британский продукт?
- Производство было обоюдным. Идея пришла от британского продюсера, основа для сценария, деньги и актерские таланты - из ЮАР, разработка сценария опять-таки, британская. Кстати, если бы его делали американцы - был бы совсем другой фильм. Они уже пытались, но ничего не вышло. Нам поступали предложения от американских актеров, но мы, ради аутентичности, все-таки остановились на Африке.
- И насколько сложно там работалось?
- Снимать в ЮАР - большое удовольствие. Очень красивые пейзажи. Невероятный свет. Собственная киноиндустрия там небольшая, но все работают с огромным энтузиазмом. Нам даже удалось три недели поработать в Соуэто - и не было никаких проблем.
- Есть еще один интересный момент - насколько мне известно, в Южной Африке официальными считаются 11 языков. Как вы решали этот вопрос?
- Это была большая проблема - на каком языке делать фильм. На нас давили, чтобы мы сделали на английском. Поэтому мы с режиссером много дискутировали. Английский более коммерческий, но благодаря местному языку актеры могли существовать в кадре более естественно и убедительно. Поэтому в результате мы остановились на единственно правильном решении, и коммерческом, и креативном одновременно: сделали фильм на языке Цоци - сочетании нескольких местных диалектов.
- Еще один компонент звуковой дорожки - музыка...
- В «Цоци» она является очень важным моментом. Мы использовали Квато - разновидность южноафриканского хип-хопа из района Соуэто - из-за того, что там немного слов, но много музыки, необыкновенно энергичной и мощной.
- Под эту музыку делались иногда жестокие вещи... Насколько важна в «Цоци» тема насилия?
- Этот фильм не о насилии, а о его последствиях. Но в первую очередь это история искупления грехов. Мы их совершаем, но имеем возможность исправить.
- Вы очень удивились, когда получили «Оскар»?
- Это было трудно предусмотреть. Правда в том, что мы хотели сделать не просто хороший, а очень хороший фильм. Режиссер с помощью двух редакторов сделал 40 вариантов сценария. Мы перемонтировали его, как я уже говорил, 23 раза. Полгода тестировали его на различных аудиториях в Лос-Анджелесе, Лондоне и ЮАР во время монтажа и в результате изменили финал. Когда мы его показали в августе 2005 года на Эдинбургском фестивале, то получили награды и от зрителей, и от критиков, а это настоящий показатель успеха. На Торонтском фестивале среди 350 фильмов мы также получили приз зрительских симпатий, и именно после этого я понял, что у нас большие шансы на номинацию. Но все же, когда объявили победителя в этой номинации - для нас это был сюрприз.
- Все-таки, почему вам это удалось?
- Я, возможно, немного цинично скажу, но если вы хотите получить «Оскара», стоит помнить, что киноакадемики - люди пожилые, думают о смерти, поэтому там очень приветствуют картины об эфтаназии, Холокосте и тому подобном. На самом деле, мы делали фильм, который был бы, с одной стороны, коммерческим, с другой - артхаузным. «Цоци» - это не социальный реализм, когда ты рассказываешь зрителю, как трудно живется. В первую очередь это фильм, «муви». Именно это - мой подход: поднимать важные вопросы, но и развлекать.
- Совмещать арт-хауз и коммерцию? Разве это возможно?
- Это очень трудно - объединять эти вещи. Однако я пытаюсь это делать. По моему мнению, творческие и коммерческие решения совпадают.
- И каковы ваши планы сейчас?
- Сейчас моя тема, независимо от жанра, все равно, ужасы это или комедия, - различные аспекты любви. Новый проект будет касаться именно этого. Будем снимать в Китае, по рассказу Джозефа Конрада. Поляка, который родился в Украине, всю жизнь писал на английском, в том числе о Китае...
Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments