desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Categories:

OSS 117/Агент 117 (Франция)

Посмешище №117

Уже по названию французского фильма «Агент 117» можно понять, что его авторы охвачены одной, но пламенной страстью — снять свой ответ на киноэпос о Бонде. Джеймсе Бонде.

Действительно, попыткам спародировать или превзойти этот шпионский жанр столько же лет, сколько и самой бондиане. Однако каждый, кто за это берется, попадает в ловушку: ведь истории о Бонде, по крайней мере в исполнении Яна Флеминга, сами имели ощутимо пародийный привкус, являя собой иронический ответ на паранойю «холодной» войны. А пародировать пародию — это даже не смешно. Тем не менее режиссер Майкл Хазанавишес решил-таки рискнуть.

Он не слишком мудрствовал. А просто вместе со сценаристом Жаном-Франсуа Халином сконструировал своего суперагента с двумя единицами как полную противоположность двум нулям. Если Бонд иногда (остроумен — то 117-й говорит совершенно несмешные глупости. Если агент на службе Ее Королевского Величества почти не уязвим — то этот балбес из-за своей неловкости постоянно вляпывается в ситуации, из которых выкарабкивается целым и невредимым неизвестно каким чудом. Если первый катается в шикарных лимузинах — то второй ездит на запыленной таратайке. Если первый женщин завораживает — то второй раздражает, связывает, а иногда даже избивает. Женщины, правда, очаровательные, как и подобает — особенно спутница агента, Лармина (Берениче Бежо). И гораздо сообразительнее его.

Отсюда и главное отличие от 007-го — 117-й, он же Юбер Бониссер де ля Бат (Жан Дюжарден), непробиваемо, монументально, катастрофически глуп. Да еще и невежда. Да еще и высокомерен, и ведет себя неучтиво по отношению к другим культурам и народам. Халин и Хазанавишес неслучайно отправляют его именно в Египет 1955 года — как раз в канун масштабной войны 1956 года за Синай, в которую, кроме страны пирамид, втянулись Англия, Франция, Израиль и — опосредствовано — СССР. После фильма поневоле начинаешь верить, что из-за таких бониссеров эта война и началась. Стоит герою Дюжардена лишь открыть рот, как он начинает поучать египтян, как надо правильно жить, растолковывать им, насколько они отсталые, и шутить над такими вещами, над которыми шутить нельзя. Из всех положений он выбирает всегда наихудший выход. И спасается даже не чудом, как отмечено выше, а по известному закону: «дуракам везет». Лармина-Берениче в сердцах бросает ему: «Вы… Вы… Вы настоящий француз, одним словом». И это, как ни странно, — главное послание фильма, вполне вероятно, даже не запланированное постановщиком.

Потому что «Агент 117» — фильм так себе, как и большинство шуток Бониссера. Не очень смешной, совсем не изобретательный по уровню и выполнению комичных сцен, являющихся в основном посредственным повторением криминально-шпионских комедий 1970–80-х годов с Пьером Ришаром или Жаном-Полем Бельмондо.. Не стоит искать здесь какие-либо подтексты. Однако, наблюдая за неуклюжими выходками 117-го, постепенно начинаешь понимать, что перед тобой очень злой, даже глумливый портрет современного француза, такого, каким его видят авторы картины: спесивого, узколобого империалиста, сексуально озабоченного хама, зашоренного обывателя, считающего свой уклад жизни самым лучшим в мире и не видящего ничего дальше кончика собственного носа, который он постоянно сует в чужие дела.

Повторюсь — неизвестно, на самом ли деле Майкл Хазанавишес и Жан-Франсуа Халин задумывали такую карикатуру на соотечественников. Но вышло как вышло. Не слишком патриотично. Однако от всей души. И именно благодаря умению смеяться над собой Франция до сих пор сохраняет статус великого государства.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments