Эвелина (chrinnie) wrote in kinoclub,
Эвелина
chrinnie
kinoclub

"Расемон" /"Rashomon" (Акира Куросава)

В лесу изнасилована женщина, ее муж убит. Каждый из участников происшествия и один свидетель имеют свою картину представления о происшедшем. Они все одинаково правдоподобные и вполне убедительные. Но сложить их вместе и составить единственно верную версию невозможно - слишком они противоречат друг другу, причем не в частях, а полностью.
Показания дают жена убитого самурая (потерпевшая), разбойник (обвиняемый), дух убитого, с которым общаются через шамана, и крестьянин, наблюдавший большую часть происходящего.
По словам разбойника, он хитростью заманил самурая и его жену в чащу - у дороги овладеть женщиной не представлялось возможным. Связал самурая. Затем изнасиловал на его глазах его жену. После этого она умоляла его сразиться с ее мужем, один из них должен умереть, чтобы она в итоге могла принадлежать другому. Разбойник убивает самурая в честном поединке. Женщина убежала.
По версии женщины, убежал разбойник. Она умоляла мужа убить ее. Но он оставался холоден и равнодушен. И тогда она потеряла сознание. Единственное, что она помнит - кинжал, воткнутый в тело мужа - то ли она сама его убила в истерике, то ли он покончил с собой, не ясно.
Дух самурая настаивает, что его жена потребовала разбойника убить ее мужа. Даже бандит был шокирован подобным свинством. И предложил самураю решить ее судьбу. Женщина смогла вырваться и убежать. Разбойник развязывает самурая и удаляется. Самурай совершает харакири. Последнее, что он помнит: что чья-то рука вытащила кинжал из его тела.
Крестьянин утверждает, что разбойник уговаривал женщину быть его женой. Женщина освобождает своего мужа для того, чтобы они могли сразиться за нее. Но самурай отказывается рисковать жизнью ради обесчещенной женщины. Разбойник тоже не горит желанием драться. Женщина смеется над их трусостью. Объясняет, что женщину нужно покорять мечом. И в итоге просто вынуждает их драться. Далее следует долгий поединок, в котором разбойник все-таки убивает самурая. Потом оказывается, что крестьянин не сказал правду ни суду (там он говорил, что только нашел труп), ни слушателям (это он украл кинжал).
Не буду употреблять слово "истина". Тут скорее приемлимо слово "правда". И правда у всех своя. Каждый видит историю такой, какой хотел бы ее видеть. Что-то приукрашивая, о чем-то умалчивая, по каким-то своим собственным мотивам беря на себя большую ответственность за преступление, хотя это можно было и не делать. Но в этом мире, полным жестокости и лжи, всегда есть место надежде. Ведь всех обманувший крестьянин забирает себе подброшенного ребенка (хотя у самого детей то ли шесть, то ли восемь), а его слушатель, усердно обличая крестьянина за ложь, отбирает у ребенка одеяло, в которое он был завернут, последнее, что у него было. Мир состоит из добра и зла. правды и лжи, и они так уживаются вместе, что не имеют четкой границы, и каждая дополняет друг друга.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments