desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Category:

"Iceberg"/"Айсберг" (Бельгия)

Куча льда и смеха

Фильм «Айсберг», как ни парадоксально, очень уместен в начале зимы — смеяться начинаешь с первых же кадров, причем так, что можно согреться даже в сильный мороз.

Эта бельгийская картина, выходящая в настоящее время в прокат, стала сенсацией прошлогоднего Киевского международного фестиваля «Молодость», получив призы за лучшую женскую роль, а также как лучшая полнометражная лента. Она необычна уже по способу создания. «Айсберг» сняли три режиссера — Фиона Гордон, Доминик Абель, Бруно Роми, сыгравшие также главные роли. За плечами у этой невероятной компании — театральные спектакли, а также несколько фильмов. Что касается «Айсберга», то его можно охарактеризовать как колоритную смесь комедии, семейной и любовной драмы и даже роуд-муви.

Фиона (так зовут и героиню фильма) случайно закрывает сама себя в холодильнике ресторана, где она работает. После ночи, проведенной среди свежемороженой рыбы, у бедняжки возникает навязчивая идея увидеть собственными глазами настоящий айсберг. И сюжет взрывается приключениями настолько же сногсшибательными, насколько и смешными. Тут есть все: и экзотичный северный народ инуитов, и глухонемой моряк, и энергичные старики-разбойники, и драки в стиле Чарли Чаплина... Муж Фионы, Жульен (в исполнении Доминика Абеля) преданно мчится за потерявшей рассудок женой чуть ли не по всему северному полушарию. Она же, в свою очередь, осуществляет свое ледовое желание с гомерической целенаправленностью. Главные герои выкидывают такие коленца, а снято все это настолько изобретательно и мастерски, что скучать не приходится ни секунды.

Особенно запоминается госпожа Фиона. Женщине быть в кадре смешной намного трудней, чем мужчине, тем более женщине красивой. Но это у нее получается просто блестяще. Смотреть на то, что она делает в кадре, как она, долговязая и одновременно трогательная, двигается во всем этом беспорядке, который сама же и создает, — сплошное удовольствие.
В целом «Айсберг» интересен еще и тем, что возвращает старую добрую традицию фильма-бурлеска, построенного исключительно на физическом действии, на пластичных способностях актеров. Ведь изобретение звука колоссально расширило возможности кино, однако в то же время сыграло злую шутку с тем же жанром комедии: очень много режиссеров стали почему-то считать, что развлечь зрителя можно, рассказав ему с экрана несколько бородатых анекдотов. Но самым смешным все равно остается не то, что говорит актер, а то, что он делает (и как он это делает). В этом очарование ранних немых лент, того же Чарли Чаплина, а также французского режиссера 1950–60-х годов Тати, у которого авторы «Айсберга», похоже, многому научились. Сила жеста всегда будет преобладать над силой диалога. И вот эту нехитрую истину Фиона, Доминик и Бруно запомнили очень хорошо.

Между прочим, и за кадром, то есть в жизни, режиссеры-актеры «Айсберга» остаются верными себе — остроумными и виртуозными комедиантами, этакими интеллектуальными Арлекинами. В Киеве, на «Молодости», они просто очаровали всех. Потому что для каждого выхода на фестивальную сцену они — всей троицей — составляли, а затем читали вслух поздравительные речи сначала на русском, а потом — уже когда вышли получать заслуженные призы, — на украинском языке. И каждое из этих выступлений превращалось в незабываемый мини-спектакль.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments