desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

"Man Of The Year"/"Человек года" (реж. Барри Левинсон)

(Не)навязчивый урок демократии

У фільма партиарха Голливуда Барри Левинсона "Людина року" есть другие достоинства, но в первую очередь хочется выделить такое: всем, кто хочет получить минимальное представление о честной политике, да и про демократию в целом, не лишне было бы его посмотреть.
Фильм — об эстрадном комике по имени Том Доббс, решившем стать президентом Соединенных Штатов. Роль Доббса играет Робин Вильямс — талантливый актер, с большим диапазоном перевоплощения. Кажется, ему подвластны самые разные роли — от трогательных и смешных до страшных и трагических. В «Человеке года» ему понадобилась значительная часть его актерской палитры, поскольку фильм содержит элементы и комедии, и мелодрамы, и даже политического триллера. Левинсон прекрасно умеет подбирать актеров, ведь среди его достижений и знаменитый «Человек дождя» с непревзойденным дуэтом Дастина Хофмана и Тома Круза. В новом фильме окружение у Вильямса тоже яркое: роль Джека, продюсера Доббса, исполняет Кристофер Вокен, плохого парня-махинатора воплотил Джефф Голдблюм, а Лора Линни выглядит убедительно в роли правдоискательницы Элеонор Грин.
Собственно, из-за героини Линни и поднимается шумиха. Она обнаруживает ошибку в компьютерной системе голосования, в связи с чем результаты президентских выборов, на которых победил Доббс, не могут быть признаны действительными. Несмотря на все препятствия, ей удается сообщить об этом победителю гонки. И хотя Левинсон запускает параллельно линию саспенса, то есть сугубо сюжетного напряжения, — когда за Грин-Линни охотится фирма, сфальсифицировавшая результаты, главным конфликтом, конечно, остается происходящее в душе Доббса. Принять украденную победу, занять кресло руководителя самой могучей державы мира? Или, прислушавшись к уговорам неуравновешенной, подозреваемой в употреблении наркотиков женщины отказаться, но сохранить верность принципам, сделавшим это государство столь могущественным?
Ответ известен заранее. Ведь Левинсон — плоть от плоти Голливуда, поэтому добро должно победить, плохих ребят накажут, а фильм обязательно закончится хеппи-эндом. Однако для этого и нужны хорошие актеры — чтобы фильм было интересно смотреть, даже если финал понятен уже после первого получаса. Наилучшие сцены при участии Вильямса — те, когда его герой совмещает политическое и комическое шоу. Например, эпизоды теледебатов или отказа от должности («я шут…, а шут не может быть королем»). Тут Вильямс и демонстрирует разные стороны своего таланта: в одном случае быть таки шутом, в другом — драматичным характером, способным растрогать. Хотя, конечно, смешить у него получается лучше. Возможно, Левинсон (сценарий тоже его) здесь даже задумывал определенную провокацию: отдать столь солидную демократическую систему в руки комедианта.
Так или иначе, но Америка устояла, главный герой обнаружил абсолютную верность идеалам, а вот провокация получилась не очень удачной. Сцены охоты за Элеонорой добавляют немного остроты, однако метаморфозы Доббса-Вильямса во время принятия нелегкого решения при всех способностях исполнителя выглядят неубедительно. Впрочем, режиссеру удалось обойтись и без лишнего пафоса — этой кары голливудской, — что сделало бы завершение фильма просто невыносимым.
Остается один произвольный, не очень кинематографический вопрос – вот, упаси боже, произошло бы такое в нашей родной вечно-выборной политике, как бы поступил победитель очередных гонок, из какой бы партии он ни был?

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments