Alex Galler (borenboym) wrote in kinoclub,
Alex Galler
borenboym
kinoclub

Category:

Отступники / The Departed, 2006 / Реж. Мартин Скорсезе



Необходимый реверанс: впечатления мои, возможно, несколько запоздали. Впрочем, тем лучше - с интригой все знакомы. Но если кто фильм не видел, краткое описание сюжета можно найти, например, здесь


Бесспорное и, возможно, главное достоинство фильма – игра Леонардо ди Каприо. Впрочем, сомнения в его актерском таланте, если таковые имелись, должны были исчезнуть уже после снятого в далеком 93-м «Что снедает Гилберта Грейпа» /What's Eating Gilbert Grape/. Затем последовали не менее убедительные «Полное затмение» /Total Eclipse, 1995/, «Банды Нью-Йорка» / Gangs of New York, 2002/, «Авиатор» /The Aviator, 2004/. По понятным причинам не упоминаю о «Титанике».

Увы, Лео не повезло с физиономией: как не выпендривайся, но маленькая собачка – всегда щенок, и на сладкую мордашку «истинные» киноманы, смотрели, как правило, с вежливым отвращением. И, казалось бы, нести бедняге это проклятие до конца дней. Пропадали втуне талант и мастерство –  ангельская блондинистость проступала даже сквозь тонны грима: как не старался тот же Скорсезе в «Авиаторе» состарить мальчика – никто ему не поверил.

Но – voilà! – «Отступники». И критики по обе стороны океана ахнули в один голос: возмужал! И то, что Скорсезе, наконец, удалось сделать Лео мужчиной, увы, одно из немногих достоинств картины.

Еще одно – актерский состав. Первую в жизни достойную роль сыграл Марк Уолберг. Алек Болдуин красноречиво погружал оплывшее лицо в ведерко со льдом. Мэтт Деймон, увы, ничем особенно не отличился, и рядом с ди Каприо выглядел бледной немочью. За Мэтта обидно отдельно. Человеку - 36, а он все еще играет сравнительно юных неврастеников, которые кочуют из фильма в фильм, меняя лишь имена и фамилии. И как бы понятно, что вряд ли актеру удастся превзойти самого себя после «Талантливого мистера Рипли» /The Talented Mr. Ripley, 1999/ , но все равно каждый раз надеешься.

Ну, а то, что вытворял ди Каприо, иногда даже заставляло забыть, что в кадре присутствует сам Джек Николсон. Последний, в свою очередь, явил собой воплощение злодейства, и не раз заставил трепетать и содрогаться мою прильнувшую к экрану чувствительную душу.

 


No doubt: Скорсезе – гений. И «Отступники» - фильм, что называется, крутой и в напряге держит не по-детски. Такое впечатление, что Скорсезе, справедливо обиженный на Американскую киноакадемию, решил дать миру мастер-класс и показать, как нужно снимать кино. В «Отступниках» всё идеально: движение камеры, построение кадра, монтаж, цвет, свет - всё! Но когда жизнь героев летит псу под хвост, и нервы зрителей должны полопаться от напряжения - эта безупречность действует на них, как ведерко со льдом – на опухшую физиономию Алека Болдуина.

"Отступники" - римейк фильма "Двойная рокировка" /Infernal Affairs, 2002/, снятого в Гонконге режиссерами Andrew Lau Wai Keung & Alan Mak. Главное отличие от первоисточника - финал. Он же - главное разочарование. Одним выстрелом в голову Колина Салливана Скорсезе превратил философскую драму в типичный американский криминальный триллер, где добро, пусть и с некоторым опозданием, но побеждает зло. Мы - в Америке, и на всякую философию нам глубоко насрать.

И вообще, есть некоторое ощущение, что Скорсезе держит зрителя за идиота. Иначе зачем в оперной ложе Николсона подкрасили инфернальным красным цветом? На всякий случай. Мало ли, может, до кого-то не дошло, что рядом с Фрэнком Кастелло Мефистофель отдыхает, нервно курит в сторонке.

И кто-нибудь мне объяснит, почему – по-че-му – все злодеи всенепременно должны тащится от классической музыки? Если головорез не будет вдохновенно покачивать головой в такт «Лючии ди Ламермур» - никто не поверит, что он плохой мальчик?

И на фига было вставлять в сюжет эту чудесную блондинку-психоаналитика. Понятно, что американское общество не мыслит себя без светловолосых красоток и Фрейда, но в этом фильме телеге явно приделали пятое колесо. Справедливости ради скажу, что Вера Фармига в роли чувствительной большеглазой врачихи оказалась вполне вменяемой.

Одним словом, «Отступники» -  не лучший фильм Скорсезе, но что-то мне подсказывает, что долгожданную позолоченную статуэтку режиссеру принесет именно он.

/все картинки кликабельны/
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments