Маэлгон (maelgon) wrote in kinoclub,
Маэлгон
maelgon
kinoclub

Category:

“Кто подставил кролика Роджера” | “Who Framed Roger Rabbit”


“Кто подставил кролика Роджера” | “Who Framed Roger Rabbit” (США, 1988)

Режиссёр: Роберт Земекис
Исполнительный продюсер: Стивен Спилберг
В ролях: Боб Хоскинс, Кристофер Ллойд, Джоанна Кэссиди, Алан Тилверн, Стабби Кей
Композитор: Алан Сильвестри

По роману Гари К. Вульфа “Who Censored Roger Rabbit”

Лос-Анджелес, 1947 год. Частный детектив Эдди Вэлиант (Боб Хоскинс), злоупотребляющий алкоголём и по уши сидящий в долгах, берётся за весьма необычный заказ: он должен изобличить Джессику, неверную жену мультипликационного героя - кролика Роджера. Вэлиант отнюдь не в восторге от поручения – он вообще не переносит “мультяшек”, один из которых когда-то убил его брата, но выбирать не приходится. Эдди весьма быстро получает фотоснимки, изображающие Джессику и Марвина Акме (Стабби Кей), владельца Мульттауна. На следующее утро Акме находят убитым и обвиняют в этом Роджера, который просит помощи именно у Вэлианта. А по пятам за кроликом следует зловещий судья Рок (Кристофер Ллойд).

Этот фильм, сочетающий в себе игровое кино и мультипликацию, пропитан безудержным весельем и каким-то удивительным ощущением праздника, царящего практически в каждом кадре. Ироническое осмысление произведений в стиле очень популярного в пору 40х-50х годов жанра нуар (где главным героем выступал крутой детектив-одиночка, который бросал вызов целому обществу, пропитанному пороками), удачно обрамлено джазовыми зарисовками композитора Сильвестри и наполнено рядом цитат и отсылок. Все 100 минут действия - будто нескончаемый аттракцион, призванный увлечь зрителя в мир, где всё возможно, а сказочные герои полны жизни не менее, – а может даже и более, - чем любой человек

Совмещение в одном кадре рисованных персонажей и героев из плоти и крови уже применялось раньше – например, в диснеевской же “Мэри Поппинс” (1964), - но “Роджер” достиг вершины, которую пока что никому взять так и не удалось. Хотя попытки предпринимались: через четыре года вышел “Cool world” Ральфа Бакши с Брэдом Питтом и Гэбриелом Бирном, позже появился “Space Jam”, в котором принял участие баскетболист Майклом Джорданом. Были и другие эксперименты, только вот планку, заданную детективной историей о незадачливом кролике, взять они не смогли. Но, несмотря на беззаботный характер повествования, подготовительный период оказался куда проблематичнее.

Путь картины был тернист с самого начала. Сама идея создания этой истории возникла в недрах компании “Walt Disney Pictures” ещё в 1980-м году, но дальше подготовительного этапа дело не шло. Каждый раз, когда прикидывалась стоимость будущих спецэффектов, бюджет вырастал до неподъёмных размеров; права присутствовавших в истории мультперсонажей принадлежали различным студиям, которые не верили в успех подобного мероприятия, а режиссёр Терри Гиллиам и вовсе отказался от предложенного проекта, заявив, что снять такое попросту невозможно. История сдвинулась с мёртвой точки, когда интерес к проекту проявил Стивен Спилберг, сам большой любитель мультипликации. Спилберг первоначально рассчитывал привлечь к процессу режиссёра Джо Данте (“Гремлины”) и актёра Харрисона Форда, но оба предпочли в итоге другие проекты: Данте принялся за съёмки комедии “Окраина”, а Форд ушёл к Полански – триллер “На грани безумия”. Тогда был выбран Роберт Земекис, второй – после самого Стивена - по авторитету режиссёр спилберговской студии “Amblin”, а на главную роль приглашён англичанин Хоскинс.
Рабочее название ленты выглядело, как “Кто застрелил кролика Роджера”, но по настоянию президента студии “Дисней” было изменено. Тот не хотел, чтобы уже в заголовке звучала некоторая обречённость, так как это могло сказаться на кассовых сборах. Вместе с названием был изменён и сценарий; всего, кстати говоря, существовало аж 40 версий истории - в некоторых из них главными злодеями в итоге оказывались Джессика и малыш Герман.

              


Дальнейший творческий процесс вообще проходил под знаком разногласий между “Диснеем” и Спилбергом. Основным камнем преткновения стала кандидатура главного художника: на студии пролагали само собой разумеющимся, что работу будут вести диснеевские сотрудники, но Спилберга такой вариант не устраивал. Наиболее подходящим кандидатом он полагал Дона Блата – успех в прокате его мультипликационной ленты “Американский хвост” стал одной из причин привлечения интереса к “Роджеру”, - но поскольку тот уже был занят, выбор пал на канадца Ричарда Уильямса, в то время проживавшего в Лондоне. Руководство “Диснея” было вне себя от возмущения и пыталось организовать увольнение Уильямса, но художника поддержал и Земекис, так что пришлось смириться с решением Стивена. Отношения между Спилбергом и “Диснеем” в результате настолько ухудшились, что на протяжении пяти лет всякое сотрудничество между двумя компаниями было прекращено. Это даже несмотря на успех “Роджера”, который только лишь за лето принёс доход, в несколько раз окупивший затраты на производство, и вошёл в число 50 самых кассовых кинокартин за всю историю США. Кроме того, лента получила 4 премии “Оскар” (за монтаж, звуковые и визуальные эффекты и специальный приз за особые заслуги в анимации), а также ряд других наград и номинаций. Очень хорошо был принят фильм и критиками (знаменитый Роджер Эберт назвал его “универсальным развлечением для аудитории всех возрастов”), и публикой, вызвав новую волну интереса к рисованной продукции. Для “Диснея” настал очередной золотой период, начавшийся с выхода в свет “Русалочки”, Спилберг же занялся продюсированием ряда мультсериалов. А “Кто подставил кролика Роджера” (знак вопроса в кадре так и не появился – это считается плохой приметой в киноиндустрии) по сию пору остаётся тем самым “универсальным развлечением”, краски которого ничуть не поблекли от времени.

  • Актёру Чарльзу Флейшеру, чьим голосом говорят Роджер (а также ещё несколько персонажей), пришлось во время работы над картиной ходить в кроличьем костюме, так как Земекис полагал, что это придаст больше убедительности его речам. Джессику озвучила не указанная в титрах Кэтлин Тёрнер, а спела за неё Эми Ирвинг, бывшая на то время замужем за Спилбергом.

  • На роль Вэлианта в своё время планировалось пригласить Роберта Редфорда, а потом и Джека Николсона. Более того: именно на него и рассчитывали сценаристы Прайс и Симан, так как при написании вдохновлялись фильмом Романа Полански “Китайский квартал”, где Николсон сыграл главную роль. Также фигурировали имена Эда Харриса и Сильвестра Сталлоне.

  • Режиссёра по имени Рауль, в самом начале фильма распекающего Роджера за неудачную игру, сыграл Джоэл Сильвер – продюсер более полусотни лент, в числе которых “Коммандо”, “Смертельное оружие”, “Хищник”, “Крепкий орешек”. Это единственная роль Сильвера, более ни в одной кинокартине не появлявшегося. Причём Сильверовское участие проходило в тайне от диснеевского руководителя Майкла Эйзнера, с которым Джоэл находился в ссоре со времён возникновения решительных разногласий на съёмках фильма “48 часов”.

  • Идея приквела “Toon Platoon” (“Мультяшный взвод”), планировавшегося к производству, увы, так и не была реализована.

  • Valiant & Valiant (composed by Alan Silvestri) (mp3)
  • Subscribe

    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

    • 4 comments