Exaybachay - He Who Talks Loud Saying Nothing... (first_lab_ltd) wrote in kinoclub,
Exaybachay - He Who Talks Loud Saying Nothing...
first_lab_ltd
kinoclub

Category:
  • Mood:

"Супружеская жизнь"/ La vie conjugale (1963).

Сейчас идет в "Иллюзионе".
Т.е. на самом деле это два фильма:
Françoise ou La vie conjugale (1963)
aka "Anatomy of a Marriage: My Days with Françoise" - USA
aka "Anatomy of a Marriage" - USA
Jean-Marc ou La vie conjugale (1963)
aka "Anatomy of a Marriage: My Days with Jean-Marc" - USA
aka "Anatomy of a Marriage" - USA
Страна: Франция
Продолжительность: 224 мин.
Режиссер: Андре Кайатт

Мне повезло, но может кто-то еще не знает...
Странная история. Я не слушаю радио и не слышала, что об этом фильме рассказал Л.В.Володарский, но этот рассказ весьма поразил мою сокурсницу и она таки нашла, где этот фильм посмотреть. Странным мне показалось то, что фильм-то чудесный, но, судя по всему, он не издавался ни на каких носителях кроме 35 мм. В сети есть следы его существования на VHS, но всюду в категории “sold out”. При этом по сведениям, добытым моей сокурсницей, к нам его завозили дважды, последний раз в 2000 г.

На истории кино нам о нем ничего не рассказывали. Может быть потому, что нам обычно во всех историях внимание уделяют только «ключевым произведениям»? Я не возьмусь судить, насколько этот фильм внес что-то новое в кино 60-х годов или насколько он был характерен для этого времени, но мне кажется, он интересен сам по себе.

Из статьи об Андре Кайатте (или Кайате?) я узнала, что Кайатта не любила критика, но очень любили зрители. Не любили за «аскетичность» его манеры. За то, что «ему чужды режиссер¬ские изыски, и в работе с актерами, и в монтаже он делает упор на развитии фабулы; кинема¬тографические средства становятся как бы второстепенными по отно¬шению к литературным». Все конечно познается в сравнении, но лично мне, конкретно в этом его фильме, понравились именно маленькие изобразительные хитрости. К примеру, весьма фривольная тень, от, как потом выясняется, сугубо классической скульптуры. Вполне можно при желании увидеть в ней аллегорию, и уж точно она работает на в целом ироничную атмосферу фильма.

Но может быть дело в том, что мне симпатичен подход автора, который сам сформулировал его следующим образом: "Режиссу¬ра для меня лишь часть работы ки¬нематографиста. Нет режиссера, есть "автор" фильма, которому приходится пользоваться камерой, как писателю — пером". Действительно с точки зрения драматургии фильм «нестандартный». В нашем прокате он существует как две серии одного фильма под названием «Супружеская жизнь» и обе они описывают одни и те же события, но с разных точек зрения, жены и мужа в соответствии с (оригинальными) названиями частей.

Ведь очень интересный и, наверное, единственный, способ показать всю абсурдность вечных выяснений отношений между «любящими» людьми. Все эти страдания по поводу эмансипации, ревность, предательство, домохозяйственность, родители и пр. Хорошо выбранная форма для раскрытия темы. До того она конечно применялась в «Расёмоне», но там темы были другие.

Тут эта форма позволяет чудесно изобразить психологические особенности. Все (ну очень многие) стереотипы мужского и женского восприятия и запоминания событий. Я-концепция против образа создающегося в результате попытки ее реализации. Все это подано легко с особой прямолинейной иронией, которая, пожалуй, единственное, что мне нравится во французском кино. Фильм смотреть очень весело. Из-за обилия событий и сюжетных хитросплетений есть, что обсудить после просмотра. Многие поступки героев и особенности их трактовки собственных поступков весьма спорны. Хотя некотрые несостыковки в восприятии кажуться уж слишком грубыми, в целом довольно убедительно. Мало ли какие у героев особенности оного восприятия. Сам автор в результате не делает никаких выводов, но зато один весьма ценный вывод, о том, что надо обмениваться своим «видением» со своей половиной напрашивается сам собой.

Кроме того, фильм ценен и своим изображением социальных и бытовых реалий. Они ведь тоже показаны с двух точек зрения и потому кажутся «объемными». Детали жизни героев, возможность вжиться в их быт делают фильм вполне современным, не смотря на отличия этого быта от нынешнего.

Впрочем,к чему бишь я это все пишу. Хорошо, что в кино можно посмотреть не только «новинки». Может, конечно, кто-нибудь снимет ремейк с еще более драматическими поворотами, крутыми тачками, и откровенной эротичностью. Но он может и не удаться, как часто бывает, а тут тема уже раскрыта. Жалко, что в данном случае фильм можно увидеть только в кино. Так что пока он там идет, всем почитателям хороших мелодрам, и интересующимся семейными отношениями, я бы порекомендовала его посмотреть.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments