Вещь в себе (ex_ex_mor77) wrote in kinoclub,
Вещь в себе
ex_ex_mor77
kinoclub

"Балет пуль" / Bullet Ballet

"Балет пуль", на мой взгляд, не вписывается в портфолио эксцентричного киберпанка Цукамото. Это в каком-то смысле пацифистская работа, отрицающая стремление к гибели и несущая освобождение, но каждым свои кусочком сопротивляющаяся однозначной трактовке. Она матово сера, цвета асфальта и стали, техногенна, чему помогает черно-белая пленка, и на этом фоне смазанных, свившихся друг с другом труб и врастающих в бетон ловушек-улиц, появляются четко очерченные, тощие члены банд. Картина громыхает музыкой подпольных клубов и скрипит кожей курток, но настолько далеко отстоит от картин о драках и насилии, что уходит не в свою противоположность, а вообще в другую плоскость. Начиная со стреляющего в себя из воображаемого оружия Годо и заканчивая раскидывающей руки Чисато, обдирающей ботинки о несущийся в опасной близости от нее поезд, "Балет пуль" показывает разное стремление к гибели. Безумно наэлектризованные кадры, соединенные с каким-то задумчивым, индейским магнетизмом. Название создает ассоциации а-ля Джон Ву или Тарантино, но на деле пистолет тут всего лишь один, и обладание им сразу же ставит перед необходимостью заставить себя убить. Оружие выступает как артефакт, нечто чужеродное, трансформирующее сознание, но отнюдь не всемогущее или любимое. Цукамото объединяет замученного депрессией клерка — и молодую парочку из банды такой неожиданной петлей, что гадать о концовке не представляется возможным. Вот мужчина берет в руки пистолет и настраивается перед телевизором, транслирующим кадры взрывов и падающих домов. Кажется, что оно близится, возмездие маленького человека, но на деле он всего лишь еще раз получает гриндерами по черепу.

"Балет пуль" рассказывает о погружении в депрессию мужчины средних лет, чья подруга покончила жизнь самоубийством. Мы видим лишь отголоски трагического случая — дырку в стекле и лицо допрашиваемого Годо, но происшествие сломало его, увело в непреодолимую черноту. Годо встречает в переулке невероятно грациозную, тощую, похожую на парня девушку со стремлением к самоуничтожению, получает в зубы от ее приятелей, — и винты в его голове поворачиваются на теме оружия. Завязка предрекала Апокалипсис, где клерк исступленно расстреливает обидчиков, но Цукамото абсолютно не знаком с голливудской логикой. Даже пистолет разыскать на улицах Токио оказывается непросто. У Цукамото свои приемы и свои цели, а потому рассказ меняет свой курс с каждым монтажным стыком. "Кто это?" — спрашивает владелец клуба, в котором тусуется банда, у Гато, и тот отвечает: "Никто". Появившееся оружие — это не символ всемогущества, а символ чего-то, людям непокорного. Не люди назначают правила игры, а пистолет, зовущий Годо самоутвердиться, а молодого хулигана — стать "мужчиной", убив кого-то. Ни один из них так и не способен стать для оружия хозяином. Такой "хозяин" появляется только в конце, когда детские игры войны банд заканчиваются, но даже его предает излишняя самоуверенность. История с парнем Гато, легко избивающим противников, но никак не способным выстрелить, завершается, кстати, весьма иронично — устав от попыток убить тех, кого стоило бы или приказали, он от скуки вышибает мозги боксеру, который слишком сильно лупит по груше.

Героев связывает взаимообмен, хотя казалось бы, что может связать настолько несхожих персонажей? Bullet BalletБезрассудное равнодушие Чисато к собственной гибели делало из нее героя, но сараримен в бледной затрапезной курточке не только изменяет планы банды, но и лишает девушку ее холодности, на деле означающей окончательное отсутствие смысла. Она не отступает и не убегает, она стремится снова встретить угрозу, разводя руки, будто в полете. Если копнуть глубже, их различия не так уж и глубоки — ни пожившему Годо, ни юной Чисато не дорога жизнь, хотя состояние вызвано разными причинами и выражается героями по-разному. Чисато — пренебрежением к опасности, Годо — сумасбродными попытками снова и снова покорить с помощью пистолета дерзких молодых бандитов. Актриса феноменальна. Одним решением того, к кому должен перейти пистолет, Чисато решила сразу две проблемы: она дала Годо возможность наконец-то обрести уверенность и лишила Гато оружия, лишив необходимости совершать убийство. Концовка "Балета пуль" поразительно хороша. Костер из тел и взаимное освобождение.

Но все выше сказанное — это анализ, результат мысли, некая выжимка. Когда смотришь "Балет пуль", он не поддается интерпретации и вызывает неподдельную симпатию к режиссеру, который, кстати, сыграл главную роль. Черно-белая гамма, символизм кадра, культ оружия, подмененный своей противоположностью, многозначность и многомерность, урбанизм и киберпанковый фетишизм в этом фильме служат вполне гуманистической идее. Весьма нестандартный и клевый коктейль.

Больше фоток лежит тут - http://mor77.livejournal.com/571552.html#cutid1.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments