Счастливый Прокрусто (prkrust) wrote in kinoclub,
Счастливый Прокрусто
prkrust
kinoclub

Category:

"Вечное сияние страсти"

...
В большинстве фильмов женщина ускользает. Зрителей лишь сходу отсылают к таким "бесспорным" данностям, как красота, сексуальная привлекательность, таланты и особенности, заставляя принять это как, скажем, достаточное основание влюбленности героя... чтобы в дальнейшем, приняв это условие, смотреть на актрису в данной роли уже как бы его глазами. С какой радости?.. Вновь задействован профанирующий элемент "как если бы"... Это вечный взгляд со стороны, взгляд зрителя. В конечном счете, взгляд в сторону... Куда-то мимо… Показ влюбленности, который включал бы момент непосредственности, действительно предполагал участие зрителя, потребовал бы иных средств. Это может быть и саспенс. Лучший пример: хичкоковское "Головокружение". Состояние героя, страдающего агорафобией, налагающееся на его влечение к женщине, которая напоминает ему ту, в которую он влюблен, а на самом деле ею и являющейся, но выдающей себя за другую...) Это достигалось бы не столько за счет представления женщины, сколько наоборот - различными модуляцуиями ее отсутсвия, иллюзорности...

В данном фильме женщина = сон о женщине. Она - это больше, чем она сама, но это вообще все, вместе с ней впридачу (в фильме: "я не могу вспомнить ничего, что было бы без тебя").
Причастность сну имеет двойственное значение совместного участия в снах друг друга... Люди являются творцами иллюзий, но всегда не своих собственных. Для этого они должны сниться другу другу. То что здесь один для является для другого наваждением, означает и его (ее) собственную вовлеченность сновИдение... Дело не обстоит так, что первый (тот, кто "снится", объект любви) здесь как бы не при чем... Сниться кому-то и значит - словно бы вперед исполнения собственных грез жертвовать собственной одержимостью в пользу другого, оставлять на усмотрение другого обретенную иллюзию самой себя, как бы делиться мечтой, самой собой... (отражаться - вместо того, чтобы самой отражать, светиться отраженным светом).
"Вы стираете ее во мне, стираете меня в ней", - говорит герой Дж.Керри.

Отсюда не случайно, что именно она, будучи всего лишь его химерой, сама подсказывает ему идею, как сохранить, как продлить себя изнутри его сна.... Всячески соучаствует ему в этом...

...

Фильм начинается с пробуждения. Просыпание, узнавание знакомых вещей, заново открывание мира, подбор к нему различных ключей, истолкование (напр. вмятина на машине).
Вокзал - поезд - пляж: места ему столь же знакомые, сколь и неизведанные. Простор возможного, как декорации к будущему... С первых минут фильма происходит встреча. В самом начале истории, в едва только намеченном сюжете о многом говорят приемы.
Операторская работа, дисгармоничное выстраиваение диалогов...
Встреча с девушкй и разговор (зритель еще не знает, что это отнюдь не первое знакомство, оно уже было, а это лишь его тень) - это планомерное разрушение идиллии знакомства, создание противоположного эффекту памяти ощущения бремени настоящего...

Вдобавок, если знать сюжет, это настоящее, у которого отобрано прошлое... настоящее дается через тотальность повторения, наподобие затягивающей воронке водоворота... но это и действительное настоящее, демонстрирующее как вот сейчас само собой может зарождаться нечто прекрасное в отношениях двух людей...
Далее, одним единственным кадром, взятым за точку отсчета (с плачущим за рулем Керри; самое начало - идут титры) настоящее прошедше и будущее опрокидываются друг в друга...
Это действительное настоящее, как то, что происходит сейчас - то есть "последнее" из того, что происходит "здесь", в то же время с этого момента начинается ретроспективное изложение истории, но не простым наложением фабулы, а с применением интриги, которая шаг за гшагом распутается лишь засчет продолжения, в будущем...
При этом кадр является знаковым, является и смысловой точкой отсчета, он повторяется несколько раз в фильме и может быть перенесен и отнесен к другим эпизодам.

С точки зрения времени все обстоит еще сложнее (чем развитие по схеме: забыл - вспомнил - продолжил вспоминать как забывал ...). - Bсе излагается в собственном времени рассказа, которое может воспр. и как рассказ-воспоминание, а также и в модусе теперь-происходящего...
Например, гениальной находка - разговор со своим воспоминанием, как одновременно воспоинание о прежде состоявшемся разговоре, на которое налагается разговор сейчас с этим человеком из воспоминания, то есть воспоминание с добавлением новых вариаций... На самом деле любой внутренний диалог строится подобным образом, но в кино я ничего подобного прежде не видел.
Или другой знамечательный прием - изображение дежавю, с двумя Керри, разговаривающими с одним и тем же человеком (профессор Мерзляк), который поочередно обращается то к одному, то к другому, причем один из них недоумевает, как такое возможно?..

Второй момент, о котором шла речь в прошлый раз - это неуместность психоаналитических трактовок (влекущ. всевозм. кинематографические штампы), апелляций к фантазмам, деструктивным проявлениям психики, разным душевным аномалиям... Просто в силу того, что сложнейшим выстроенное повествование обходится без этого, ничего не теряя...
На место привычного уже мистицизма бессознательного, заступает возвышенный мистицизм провиденциального восприятия мира... Продемонстрировать который, не впадая в назидательность и прекраснодушие, представляется делом куда более трудным... То есть дать не в качестве картинки (deus ex machina), а добиться этого эффекта за счет катарсиса – в этом аутентичная задача искусства…

Если говорить о том, как фильм передает магическую природу памяти, стоит обратиться, конечно же, к техническим приемам.
Например, сложное соотношение временных модусов, с расставлением всевозможных обманок для зрителя и для героя. Прошлые события встраиваются в настоящее как декорации: выходишь из прошлого, как из зала, в котором по мере этого меркнет свет...
Один из собеседников переходит в другую комнату - и там его уже нет...
Сюда же уже упоминавшейся прием погони за воспоминанием, которое является воспоминанием реального попытки догнать кого-то...
Черная ночь воспоминаний, луч света, наподобие фонарика, высвечивает в кромешной тьме дневные события, вещи происходящие как ни в чем не бывало...

Наконец, попытаюсь резюмировать перечисленные достижения в фильме. Целью (смыслом) является не канонизация сознания со всеми чудесами, которые в нем случаются...
Скорее, если говорить о сознании, то фильм дает понятие о его конечности, здесь дает о себе знать макроскопичность (конечное число вариаций, грубое соответствие) языка вещей и событий, как всего существующего в границах данного кода (хорошо показана возможность переноса в другие декорации, сознательный подлог, перестановки участников, подмена мест, отнюдь не отменяющие при этом подлинности присутствия...)
А также и то, что конечность эта предполагает, что в измерении человеческого бытия возможна ИСЧЕРПАННОСТЬ...
Исчерпанность - поисков, усилий, самого опыта, смысла наконец...
(в фильме: "я вышел за дверь, больше воспоминаний не осталось, но можно хотя бы притвориться, что есть что-то еще...")
Но этой исчерпанности отвечает - открытость простора божественного Промысла...
Ведь сознание, если сосредоточиться только на нем, - это никакой не магический кристалл, а скорее черный ящик, в котором пропадает все. И лишь силой божественного (возм. авторского?) вмешательства, предустановленной гармонии (eternal sunshine of the spotless mind) возможно "спасение" прошлого и надежда для настоящего...

"каждая просьба принята, каждое желание покорено"
Each pray’r accepted, and each wish resign’d

Коль скоро я даю проекцию на философию, можно сказать, что этот фильм демонстрирует истинно философский жест. Последовательное утверждение некоего начала (силы памяти), некой равной миру тотальности, чтобы в итоге осуществить его снятие, превосхождение во имя Иного. Здесь – это происходит через примирение с памятью в беспамятстве (в фильме цитируются слава Заратустры: "блаженны забывчивые...").

Для меня самым важным достижением в фильме является положительный опыт ОТСУТСТВИЯ того, что здесь имеет положительный смысл (стирание дорогих воспоминаний).
Прощание персонажей (любящих друг друга людей), когда у них не остается ничего... Равносильно отрицанию самих персонажей.
Остается Пустота.
...
полный текст см. здесь...


еще кое-что :

...
существующий русский перевод стихотворения, не дает ничего...
Напрасно на это уповал Кауфман в интервью нашему журналисту
(типа что за чухня! я бы никогда не назвал фильм вечным сиянием
страсти! неужели не могли найти в антологии русский перевод и т.д.).

А строчки такие:
How happy is the blameless vestal's lot!
The world forgetting, by the world forgot.
Eternal sunshine of the spotless mind.
Each pray’r accepted, and each wish resign’d

"Сколь счастлив жребий Дочерей Христовых и т.д." (в русской антологии)
несколько иные аберрации...

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment