cleverfish (cleverfish) wrote in kinoclub,
cleverfish
cleverfish
kinoclub

Categories:

Отступники \ The departed

Режиссер: Мартин Скорсезе
Актеры: Мэтт Дэймон, Леонардо Ди Каприо, Джек Николсон, Марк Уолберг, Алек Болдуин, Мартин Шин

Оригинальное название этого фильма The departed с английского переводится как покойник. В нем, и правда, хватает мертвецов. Отправляются на тот свет главные и второстепенные персонажи, как это обычно в Голливуде и происходит, насильственным образом. Трупами на экране нас, конечно, не удивишь, но не так часто можно встретить кино, в котором смерть не является делом само собой разумеющимся.

Костелло, глава небольшой, но мощной мафиозной группировки, встретил как-то в магазинчике, куда зашел за своим оброком, мальчика лет десяти. Мальчик был явно поражен тем, какое пугающее впечатление произвел этот человек на хозяина лавки, несмотря на то, что говорил тихо и даже вежливо… Спустя годы Колин закончил с отличием полицейскую академию и попал в отдел расследований, который в частности пытался поймать с поличным Костелло. Так Колин стал информатором того, кто в течение многих лет ему покровительствовал. Другой молодой человек Билли тоже хотел стать полицейским. Его отец был из бедных южных районов Бостона, а мать – с богатого севера города. Его детство было сродни шизофрении: с понедельника по пятницу он ходил в дорогую школу, а по выходным погружался в совсем другую, полную насилия жизнь. При этом для обеих семей своих родителей он оставался чужим. Теперь, после того, как они умерли, он остался абсолютно один. И руководители отдела расследований не преминули воспользоваться ситуацией. Они решили, что Билли - самый подходящий кандидат на внедрение в банду Костелло…

Все уже видевшие «Отступников» сходятся во мнении, что это действительно сильный фильм. Однако имевшие счастье лицезреть оригинал, утверждают, что у Скорсезе получилась вялая копия первоисточника. О чем речь? Дело в том, что «Отступники» - это ремейк гонконгской ленты четырехлетней давности «Двойная рокировка», действительно мощной, впечатляющей картины. Критики Скорсезе утверждают, что сценарий практически не изменился, однако уже много лет безуспешно охотящийся за «Оскаром» киноклассик, испортил свой вариант тем, что упростил характеры: все у него черно-белое, все герои четко поделены на хороших и плохих.

Такого рода претензии понятны, но несправедливы. Это все равно, что обвинять театрального режиссера за то, что тот поставил «Гамлета» не такого, какого сделал когда-то Шекспир. Действительно, оригинал захватывал тем, что внедренный полицейский там постепенно мутировал в преступника, а преступник – в полицейского. Тема с точки зрения психологии, конечно, интересная. Майкл Манн обещал, но, к сожалению, так и не показал нам нечто в этом роде, когда презентовал свою «Полицию Майами». Однако Скорсезе подобный ракурс показался, судя по всему, неинтересным. Человек, который снял «Последнее искушение Христа» снова снял фильм об искушении и искушенных. Как всякий итальянец, он несколько двинут на религии. И тотальное деление на добро и зло – это не его проблема, а проблема христианства как мировоззрения.

Джек Николсон у него – это умный, коварный, дальновидный сатана. Герой Мэтта Дэймона, пораженный представшей перед ним силой, продал ему душу. Только со временем он понял, что загнан в угол. А изможденный, на грани отчаяния, одинокий герой Леонардо Ди Каприо борется со тьмой. Причем это и внутренняя война тоже. Он все время просит о помощи у ангелов-полицейских из департамента расследований, но ангелы попросту используют его. Когда один из ангелов становится действительно добрым, проникается его проблемами – демоны убивают его. Бог же в этой вселенной вообще отсутствует. Бог, судя по всему, умер. И кажущийся слишком патетическим монолог Костелло о том, что Бога больше нет, с которого начинается фильм, оказывается солью картины.

И еще соль в финальной сцене, когда ангел-мститель в исполнении Марка Уолберга убивает Колина, а тот перед этим вполне равнодушно произносит: «Ну и ладно». Потому что после всего произошедшего его жизнь потеряла смысл и то, что прежде было важным, на деле оказалось пустышкой…

То, что «Отступники» почти слово в слово совпадают с первоисточником, лишь доказывает насколько велико мастерство Скорсезе. По тому же сценарию он снял другой фильм, заставив при этом актеров играть на такой высоте, на какую многие из них прежде не поднимались. Он сделал картину захватывающую даже тех зрителей, которые ничего в ней, по сути, не понимают.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments