Некто Л.Л. (lazarus_long007) wrote in kinoclub,
Некто Л.Л.
lazarus_long007
kinoclub

Category:
  • Mood:
  • Music:

"Страна приливов"\"Tideland"


Реж. Терри Гиллиам.
В ролях: Джоделль Ферланд, Брендан Флетчер, Дженет Мактир, Джефф Бриджес, Дженнифер Тилли.
2006 год.

Однажды Гиллиам переоделся
Гринуэем и пошёл в гости
к Кэрролу... (мысли вслух)

"С белочками эта земля не так
пустынна..."©цитата из фильма

"Если бы они перевели название
как "Страна Тайда без кипячения",
то фильм имел бы феерический
успех в России."©версия.


Десяти- (или одиннадцати-) летняя девочка Джелиза-Роза (Джоделль Ферланд) живёт с родителями. Однако это не значит, что ей в жизни очень повезло. Ведь папа Ной (Джефф Бриджес), помешанный на скандинавских сагах рок-музыкант, ведёт себя так, как и положено вести себя классическому рок-музыканту: секс-наркотики-рок-н-ролл. Секса особенного я, правда, не заметил, но ведь родилась же у него когда-то Джелиза-Роза! Мама же "Гунхильда" (Дженнифер Тилли) пошла ещё дальше - помимо пристрастия к наркотикам и шоколадкам она уже давно болеет туберкулёзом, раком лёгких или чем-то таким же нехорошим.

Разумеется, в такой семейке поневоле начнёшь разговаривать с головами от кукол Барби. Особенно если ты маленькая девочка, а настольная книга у тебя "Алиса в стране чудес". Всё, что от тебя требуется в реальном мире - это намешать папе очередную порцию "каникул" - и весь день свободен.

Долго такая ситуация с родителями продолжаться, конечно же, не могла, потому сначала от передозировки умирает мать, а потом и отец. Впрочем, перед смертью Ной успел привезти дочь в дом-на-природе своей матери, которая, в свою очередь, померла ещё при царе-Горохе.

Оставшись одна и обнаружив в окрестных обитателях совершенно анекдотически-сюрреалистических персонажей, Джелиза-Роза попадает в Страну Чудес и Зазеркалье вместе взятые...

***


Фильм снят по некой книге, которую я не читал, а потому буду говорить только о получившемся кинопродукте.
Он на первый взгляд просто набит патологией, грязью и пороком. Ну сами посудите: наркоманы-родители и соседи - "сумасшедшая шляпница" Делл (Дженет Мактир), которая чуть не умерла от укусов пчёл и теперь не выходит из дома без защитной спецодежды, да её великовозрастный брат Дикенс (Брендан Флетчер), которого когда-то лечили от падучей при помощи трепанации черепа – вылечить - не вылечили, а дураком на всю жизнь оставили, - эти четверо составляют практически всё взрослое окружение Джелизы-Розы. Получается, что она - единственный нормальный человек, появляющийся на экране.

Вы думаете, всё это тяжело смотреть? Вовсе нет. Стараниями Гиллиама фантасмагория, происходящая на экране, выглядит совершенно нереально и сказочно, как сказка о новой Алисе, параллели с Кэрролом прут и лезут постоянно, но сделано всё настолько хорошо, что это совсем не раздражает.
Но постепенно из-под слоя сказки, весёлой нереальности происходящего на экране, проступают черты настоящей драмы, то одна, то другая. Зритель шаг за шагом начинает понимать, почему_герои_фильма_такие, как они дошли до жизни такой. Картина вырисовывается настолько точными и незаметными штришками, что их даже не сразу замечаешь.

По-моему, показать ужасные вещи так, что они воспринимаются совершенно без отвращения, сказочно, а потом незаметно подвести зрителя обратно к сути происходящего - это высший режиссёрский пилотаж. Терри Гиллиам ещё раз доказал, что он таким талантом обладает. А что, разве кто-то ещё сомневался? ;-)

Однако не на профессионализме одного лишь режиссёра держится этот совершенно потрясающий фильм - актёрские работы тоже одна другой лучше.
Брендан Флетчер потрясающе сыграл умственно отсталого Дикенса - речь, пластика, глаза - всё по высшему разряду. При этом его Дикенс не просто смешной дурачок, он ещё и персонаж драматический, страдающий.
Делл в исполнении Дженет Мактир совершенно не уступает Дикенсу. С одной стороны, совершенно гротескная дама со съехавшей напрочь крышей, но с другой у дамы внезапно обнаруживаются внутренние слои личности, глубина характера. В результате на экране настоящий живой, пусть и не совсем нормальный человек.
Родители девочки, играемые хорошими актёрами Джеффом Бриджесом и Дженнифер Тилли, появляются в фильме совсем ненадолго, но общую марку держат вполне успешно и "картонными нариками" совершенно не выглядят. Каждый из них по-своему любит свою дочь, но вот наркотики им сильно мешают...

Ну и конечно, самое главное сокровище фильма - это Джелиза-Роза в исполнении маленькой канадки Джоделль Ферланд! Фактически, локомотивом, основной движущей силой всего фильма является именно она. Роль ей выпала не по-детски сложнейшая, а она справилась с ней на всё сто. Вообще же, когда девочка начинает разговаривать с головами кукол (которые сама же и озвучивает, естественно) - это надо слышать.
Просто чудо, а не девочка. Собственно, когда я её увидел впервые в "Сайлент Хилле" - я подумал, что эта актриса далеко пойдёт. И вот, когда это талантище попадает в руки к отличному режиссёру, получается нечто совершенно невообразимое и уникальное. Если честно, Джоделль своей игрой оставляет далеко позади даже всеми отовсюду хвалимую Дакоту Феннинг, не говоря уж про калкинов и осментов, когда те ещё находились в этом возрасте. Навскидку могу назвать только одно дитя, которое меня столь же сильно поразило в кино - это Натали Портман в "Леоне", да и у той роль, по-моему, несколько попроще.
Так что я даже не удивился, увидев, что мисс Ферланд с 2000 года уже успела сняться в 13 фильмах, среди которых "Они" (там я её не помню, хоть прибейте) и "Carrie" (не по Кингу ли это случайно?).
Посмотрим, что из неё дальше вырастет.

Итого: по-моему, совершенно шикарное (если не сказать - гениальное) авторское кино, в котором вообще нет слабых мест и никто не сфальшивил ни разу.


P/S/ Кстати, про лицензионный диск от "Централ Партнершипа". То, что у нас этот фильм вообще издали на лицензии, да ещё и с оригинальной дорожкой и русскими субтитрами - большое спасибо, потому что, насколько мне известно, в штатах, например, этот фильм так и не вышел, причём ни на чём - ни в кино, ни на дисках. Но. Смотреть фильм надо на языке оригинала и с субтитрами, потому что дублировано всё это чудовищно. Особенно Джелиза-Роза, которая в оригинале просто-таки "зажигает", а вот в дубляже за неё разговаривает какая-то сюсюкающая тётка... Бррр...
И, собственно, не совсем понятно, почему издатели обозвали жанр фильма "фэнтази", когда на самом деле это сюрреалистическая драма, маскирующаяся под сюрреалистическую сказку...
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments

Recent Posts from This Community