Некто Л.Л. (lazarus_long007) wrote in kinoclub,
Некто Л.Л.
lazarus_long007
kinoclub

Category:
  • Mood:
  • Music:

"Страна приливов"\"Tideland"


Реж. Терри Гиллиам.
В ролях: Джоделль Ферланд, Брендан Флетчер, Дженет Мактир, Джефф Бриджес, Дженнифер Тилли.
2006 год.

Однажды Гиллиам переоделся
Гринуэем и пошёл в гости
к Кэрролу... (мысли вслух)

"С белочками эта земля не так
пустынна..."©цитата из фильма

"Если бы они перевели название
как "Страна Тайда без кипячения",
то фильм имел бы феерический
успех в России."©версия.


Десяти- (или одиннадцати-) летняя девочка Джелиза-Роза (Джоделль Ферланд) живёт с родителями. Однако это не значит, что ей в жизни очень повезло. Ведь папа Ной (Джефф Бриджес), помешанный на скандинавских сагах рок-музыкант, ведёт себя так, как и положено вести себя классическому рок-музыканту: секс-наркотики-рок-н-ролл. Секса особенного я, правда, не заметил, но ведь родилась же у него когда-то Джелиза-Роза! Мама же "Гунхильда" (Дженнифер Тилли) пошла ещё дальше - помимо пристрастия к наркотикам и шоколадкам она уже давно болеет туберкулёзом, раком лёгких или чем-то таким же нехорошим.

Разумеется, в такой семейке поневоле начнёшь разговаривать с головами от кукол Барби. Особенно если ты маленькая девочка, а настольная книга у тебя "Алиса в стране чудес". Всё, что от тебя требуется в реальном мире - это намешать папе очередную порцию "каникул" - и весь день свободен.

Долго такая ситуация с родителями продолжаться, конечно же, не могла, потому сначала от передозировки умирает мать, а потом и отец. Впрочем, перед смертью Ной успел привезти дочь в дом-на-природе своей матери, которая, в свою очередь, померла ещё при царе-Горохе.

Оставшись одна и обнаружив в окрестных обитателях совершенно анекдотически-сюрреалистических персонажей, Джелиза-Роза попадает в Страну Чудес и Зазеркалье вместе взятые...

***


Фильм снят по некой книге, которую я не читал, а потому буду говорить только о получившемся кинопродукте.
Он на первый взгляд просто набит патологией, грязью и пороком. Ну сами посудите: наркоманы-родители и соседи - "сумасшедшая шляпница" Делл (Дженет Мактир), которая чуть не умерла от укусов пчёл и теперь не выходит из дома без защитной спецодежды, да её великовозрастный брат Дикенс (Брендан Флетчер), которого когда-то лечили от падучей при помощи трепанации черепа – вылечить - не вылечили, а дураком на всю жизнь оставили, - эти четверо составляют практически всё взрослое окружение Джелизы-Розы. Получается, что она - единственный нормальный человек, появляющийся на экране.

Вы думаете, всё это тяжело смотреть? Вовсе нет. Стараниями Гиллиама фантасмагория, происходящая на экране, выглядит совершенно нереально и сказочно, как сказка о новой Алисе, параллели с Кэрролом прут и лезут постоянно, но сделано всё настолько хорошо, что это совсем не раздражает.
Но постепенно из-под слоя сказки, весёлой нереальности происходящего на экране, проступают черты настоящей драмы, то одна, то другая. Зритель шаг за шагом начинает понимать, почему_герои_фильма_такие, как они дошли до жизни такой. Картина вырисовывается настолько точными и незаметными штришками, что их даже не сразу замечаешь.

По-моему, показать ужасные вещи так, что они воспринимаются совершенно без отвращения, сказочно, а потом незаметно подвести зрителя обратно к сути происходящего - это высший режиссёрский пилотаж. Терри Гиллиам ещё раз доказал, что он таким талантом обладает. А что, разве кто-то ещё сомневался? ;-)

Однако не на профессионализме одного лишь режиссёра держится этот совершенно потрясающий фильм - актёрские работы тоже одна другой лучше.
Брендан Флетчер потрясающе сыграл умственно отсталого Дикенса - речь, пластика, глаза - всё по высшему разряду. При этом его Дикенс не просто смешной дурачок, он ещё и персонаж драматический, страдающий.
Делл в исполнении Дженет Мактир совершенно не уступает Дикенсу. С одной стороны, совершенно гротескная дама со съехавшей напрочь крышей, но с другой у дамы внезапно обнаруживаются внутренние слои личности, глубина характера. В результате на экране настоящий живой, пусть и не совсем нормальный человек.
Родители девочки, играемые хорошими актёрами Джеффом Бриджесом и Дженнифер Тилли, появляются в фильме совсем ненадолго, но общую марку держат вполне успешно и "картонными нариками" совершенно не выглядят. Каждый из них по-своему любит свою дочь, но вот наркотики им сильно мешают...

Ну и конечно, самое главное сокровище фильма - это Джелиза-Роза в исполнении маленькой канадки Джоделль Ферланд! Фактически, локомотивом, основной движущей силой всего фильма является именно она. Роль ей выпала не по-детски сложнейшая, а она справилась с ней на всё сто. Вообще же, когда девочка начинает разговаривать с головами кукол (которые сама же и озвучивает, естественно) - это надо слышать.
Просто чудо, а не девочка. Собственно, когда я её увидел впервые в "Сайлент Хилле" - я подумал, что эта актриса далеко пойдёт. И вот, когда это талантище попадает в руки к отличному режиссёру, получается нечто совершенно невообразимое и уникальное. Если честно, Джоделль своей игрой оставляет далеко позади даже всеми отовсюду хвалимую Дакоту Феннинг, не говоря уж про калкинов и осментов, когда те ещё находились в этом возрасте. Навскидку могу назвать только одно дитя, которое меня столь же сильно поразило в кино - это Натали Портман в "Леоне", да и у той роль, по-моему, несколько попроще.
Так что я даже не удивился, увидев, что мисс Ферланд с 2000 года уже успела сняться в 13 фильмах, среди которых "Они" (там я её не помню, хоть прибейте) и "Carrie" (не по Кингу ли это случайно?).
Посмотрим, что из неё дальше вырастет.

Итого: по-моему, совершенно шикарное (если не сказать - гениальное) авторское кино, в котором вообще нет слабых мест и никто не сфальшивил ни разу.


P/S/ Кстати, про лицензионный диск от "Централ Партнершипа". То, что у нас этот фильм вообще издали на лицензии, да ещё и с оригинальной дорожкой и русскими субтитрами - большое спасибо, потому что, насколько мне известно, в штатах, например, этот фильм так и не вышел, причём ни на чём - ни в кино, ни на дисках. Но. Смотреть фильм надо на языке оригинала и с субтитрами, потому что дублировано всё это чудовищно. Особенно Джелиза-Роза, которая в оригинале просто-таки "зажигает", а вот в дубляже за неё разговаривает какая-то сюсюкающая тётка... Бррр...
И, собственно, не совсем понятно, почему издатели обозвали жанр фильма "фэнтази", когда на самом деле это сюрреалистическая драма, маскирующаяся под сюрреалистическую сказку...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments