desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Categories:

«Дитя человеческое»/ «Children of Men" реж. Альфонсо Куарон/

Узник бюджета

Образец блестящей кинокарьеры: еще несколько лет назад малоизвестный широкой аудитории мексиканский режиссер Альфонсо Куарон сегодня — желанный гость международного проката и крупнейших мировых кинофестивалей. Его последний фильм «Дитя человеческое» выходит на наши экраны через две недели после британской и менее чем через два месяца после мировой премьеры. Невиданная оперативность. Оригинальное название — «Children of Men»; картина является экранизацией бестселлера Ф. Д. Джеймс.
Слава стала приходить к Куарону после «Больших надежд» с Этаном Хоуком, Робертом де Ниро и Гвинет Пелтроу (1998) и эротической мелодрамы «И твою маму тоже» (2001). Последняя — добротная реалистичная картина, с хорошими актерами (именно с этого фильма началось восхождение новой звезды — Гаеля Гарсиа Берналя) и необходимыми пропорциями психологической драмы, политики, сантиментов и действительно яркой эротики. Работа достаточно профессиональная, но никоим образом не выдающаяся, однако чем-то она обратила на себя внимание продюсеров и критиков. И вот уже Куарон снимает не что иное, как «Гарри Поттер и узник Азкабана», и опять имеет успех. Что ни говори, эта часть неоконченной саги о гимназисте с электрической палочкой оказалась самой лучшей. А теперь — очередной большой бюджет и новая размашистая работа.
Интересно, что на конкурсе Венецианского фестиваля, где, собственно, и состоялся первый мировой показ «Children of Men», картина Куарона демонстрировалась сразу после другой ленты, в которой события также разворачиваются в Британии - «Королевы» Стивена Фрирза. Есть даже частичное совпадение во времени — история Фрирза датируется 1997-м, а Куарона — 2027 годом. Но взгляд у режиссера «Узника Азкабана» на будущее Королевства, как и человечества в целом, далек от оптимизма. Действительно, «Children of Men» — стандартная антиутопия из разряда распространенных в последнее время футуристических страшилок о том, как плохо нам всем будет в ближайшем будущем, а вовсе не научная фантастика или «детективный триллер», как считает сам режиссер.
Впрочем, в том, что касается будущих бедствий, Куарон не очень изобретателен: терроризм, нелегальная иммиграция, экология. Мир в руинах, одна лишь Англия держится на своем снобизме. Но еще одну беду — полное прекращение деторождаемости — не удается преодолеть даже полицейскому режиму. Вот и приходится на протяжении всего фильма главному герою (в небритом исполнении Клайва Оуэна) спасать от пуль и злых людей беременную африканку, которая, несмотря ни на что, успешно рожает. Бои, перестрелки, взрывы, ободранная массовка, а также спецэффекты — шестнадцать тонн только спецэффектов — все как следует. Сам режиссер на пресс-конференции в Венеции несколько раз повторил, что фильм очень, очень дорогой; очевидно, он сам был поражен не столько сделанной работой, сколько бюджетом. Конечно, средства освоены: разваливающееся Королевство будущего изображено достаточно выпукло, по-видимому, за это в Венеции и дали специальную награду оператору Эммануилу Любецки. Да и человечество, в конце концов, спасено. В целом же фильм оставляет ощущение сотни раз виданого-перевиданого, а финал попросту пошлый: герой мужественно умирает, потом из тумана (!) выплывает корабль под названием «Завтра» (!!) и забирает роженицу, а уже финальные титры идут под здоровый смех многих детей. И никто режиссеру не напомнил, что снимает он не нового «Гарри» для школьников, а более-менее взрослую картину...
Хотя, возможно, кого-то, кто разбирается в предмете, растрогают неожиданные вкрапления образов, заимствованных из поп-культуры ХХ века: в одном месте звучит песня «Роллинг Стоунз», в другом — «Кинг Кримсон», а в третьем вообще пейзаж воспроизводит обложку альбома «Пинк Флойд» 1977 года «Животные». Но и «Роллинги», и «Кримсон» звучат в таких гламурных интерпретациях, что больно слышать, а относительно пейзажа… честное слово, на обложке он таки убедительнее.
А главное — повторюсь - такое впечатление, что все это уже было, было... И такие руины, и такие герои, и такие фильмы. Неоднократно. К сожалению.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments