Маэлгон (maelgon) wrote in kinoclub,
Маэлгон
maelgon
kinoclub

Categories:

“Экскалибур” | “Excalibur”

Легенды о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола давно являются объектом интереса для кинематографистов – первый фильм, относящийся к данной теме, появился ещё в 1904 году: 25-минутный “Парсифаль” Эдвина Портера, базировавшийся на опере Вагнера. Спустя пять лет были сняты “Ланселот и Элейн” (США, 1909) и ещё один “Парсифаль” (Италия, 1909). На протяжении последующего столетия новые киноистории "артурианы" появлялись с завидной регулярностью (Значительная часть фильмов представляет собой переложение отдельных эпизодов из артуровского цикла - приключение того или иного рыцаря - или очередную импровизацию на тему Твеновского “Янки при дворе короля Артура”).
Естественно, что качество всех этих лент весьма неоднородно; одним из самых удачных примеров обращения к легенде можно назвать творение английского режиссёра Джона Бурмена.

“Экскалибур” | “Excalibur” (Великобритания, Ирландия, США, 1981)
Режиссёр: Джон Бурмен
Авторы сценария: Роспо Палленберг, Джон Бурмен
В ролях: Никол Уильямсон, Найджел Терри, Хелен Миррен, Николас Клэй, Чери Луньи, Пол Джоффри, Роберт Аддье, Гэбриэл Бирн, Кэтрин Бурман, Лайам Нисон, Патрик Стюарт
Оператор: Алекс Томсон
Композитор: Тревор Джонс

В эпоху Тёмных времён Британию раздирали бесконечные войны между стремившимися захватить верховную власть феодалами. Благодаря содействию чародея Мерлина (Никол Уильямсон) лорд Утер Пендрагон (Гэбриэл Бирн) раздобыл волшебный меч Экскалибур и сумел одолеть своего главного противника, Корнуолла. Хрупкое перемирие рухнуло в один миг, когда победитель воспылал страстью к жене Корнуолла, Игрейн. Мерлин согласился помочь лорду своей магией, но потребовал в награду будущего ребёнка Утера. После рождения сына Пендрагон выполнил обещание, а сам вскоре погиб, успев перед смертью вонзить Экскалибур глубоко в камень. Тому, кто сможет завладеть мечом, предречено стать королём всей Британии, но никто не может справиться с задачей. Пока не появляется воспитанник Мерлина, Артур (Найджел Терри) …







К постановке “Экскалибура” Джон Бурмен – начавший свою карьеру в кино уже в 17 лет, в качестве обозревателя фильмов в женском журнале - шёл около двух десятков лет. Вообще-то, вместо этого фильма вполне могла бы быть экранизация “Властелина колец”, но режиссёр не сумел достичь договорённости с правообладателями и отдал все силы претворению на экран романа Томаса Мэлори “Смерть Артура” (“Le Morte d'Arthur”), XV век. Поскольку Бурмен предпочитал, чтобы внимание зрителя в первую очередь концентрировалось на самой истории, а не на актёрах, разыгрывающих постановку, то на воплощение ролей были набраны исполнители, чьи лица на то время были малознакомы (или вовсе неизвестны) американской аудитории. Среди них: Гэбриэл Бирн (Утер), Патрик Стюарт (Леондегранс), Лайам Нисон (Гавэйн), Хелен Миррен (Моргана), Николас Клэй (Ланселот). Заняты в картине и трое детей Бурмена: Кэтрин (Игрейн), Тэлш (леди Озера), Чарли (Мордред в детские годы). Относительной известностью в США мог похвастать разве что игравший Мерлина Никол Уильямсон, и его персонаж наиболее сложен из всех героев этой истории. Мерлин – мудрый маг и хитрый интриган, одновременно философ и мошенник, который использует свои знания и чары, чтобы способствовать созданию великого королевства.

Весь фильм – это исследование влияния мифа на историю: рациональное и бессознательное противостоят друг другу, сплетаясь в единое целое. Из мира смуты и междоусобиц возникает Камелот, воплощение порядка, - но зиждется он на порождении изначального хаоса (магия Мерлина, волшебный меч Экскалибур). Когда наступает разлад между этими двумя составляющими, то приходит и конец Золотому веку короля Артура, а сам король и его приближенные становятся лишь частью легенды. Несмотря на рассказ о рыцарском благородстве и великих подвигах (в том числе и поиске Святого Грааля), действие лишено романтического флёра и является сугубо реалистичным – боевые сцены сняты весьма жёстко и без смягчения подробностей – не отрицая, впрочем, магических чар.
Впечатляет и зрительный ряд – в 1981 году фильм получил специальный приз в Каннах “за выдающиеся художественные достоинства”, а год спустя номинировался на “Оскара” за операторскую работу. Богатейшее визуальное наполнение (натурные съёмки проводились среди живописнейших пейзажей Ирландии) едва ли не заставляет забыть о сути рассказываемой истории. Под стать ему и музыкальная составляющая: Тревор Джонс создал весьма насыщенный саундтрек, использовав в работе творения композиторов Рихарда Вагнера и Карла Орфа.

Всё это в совокупности даёт действительно блестящий результат, где за впечатляющей внешней оболочкой скрывается философская притча-исследование природы добра и зла, жизни и смерти, и рассказ о поисках своего предназначения. И спустя два с половиной десятилетия после своего создания работа Бурмена является одной из наиболее ярких иллюстраций легенды о короле Артуре, оставляя далеко позади многое из того, что было снято за последние годы.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments