Нюша (bekusha) wrote in kinoclub,
Нюша
bekusha
kinoclub

Category:

Парфюмер: история одного убийцы/Perfume: the story of a murderer

Внесу свои пять копеек...
Очередная экранизация еще одного бестселлера. А, значит, опять почти невозможно избежать сравнения с первоисточником.
В отличие от "Кода да Винчи", "Парфюмер" выдержал какую - никакую, а проверку временем. Роман Зюскинда будоражит умы и желудки читателей аж с 1985 года. И с самого момента выхода книги в свет, самых маститых режиссеров посещала мысль перенести "Парфюмера" на большой экран. Тут вам и Бертон, и сам Кубрик. Однако, Зюскинд сильно сомневался, что его гениальное творение можно адекватно передать кинематографическими средствами, и лишь несколько лет назад решился продать права на экранизацию. Очевидно, вера в талант европейских мувимейкеров (а именно они сняли фильм, а вовсе не Голливуд) удачно совпала по времени с денежными нуждами писателя. Как бы там ни было, но права были приобретены, и взялся за экранизацию, отринув всякие сомнения, режиссер Том Тыквер (товарищ с такой забавной фамилией должен быть вам известен как режиссер "Беги, Лола, беги"). Смелость режиссера трудно переоценить. Однако, мы попробуем.

Книгу я читала очень давно, детали и нюансы помню плохо. Поэтому могу с уверенностью сказать лишь, что основные моменты биографии и жизненных коллизий главного героя переданы точно. Авторы фильма практически не отходили от буквы романа.

В Париже 18 века появился на свет мальчик с необычайными способностями. Его обоняние различало малейшие оттенки запаха на поразительном расстоянии. После долгих мытарств он, наконец, попадает в подмастерья к парфюмеру - итальянцу. А куда ж еще податься сироте с таким талантом? Однако составлять духи для дам высшего света оказалось вовсе не то, ради чего Гринуй (так зовут главного героя) решил изучать парфюмерное дело. Он мечтал научиться сохранять запахи людей. Ну, а там уж карта легла так, что пришлось убивать. Ибо процесс извлечения и консервации запаха был довольно длительным и несколько, кхм, пугающим, так что источники запаха решительно отказывались принимать участие в процессе по доброй воле.
Это, так сказать, буква романа. И она, как я уже сказала, соблюдена в фильме.

Однако, сам дух истории парфюмера - убийцы куда-то испарился из фильма. В романе Гринуй - злой гений. Его главное несчастье состояло в том, что сам он не имел запаха. Вообще никак не пах человек! А это где-то там в подсознании вызывало у окружающих его людей смесь страха и отвращения. Они бессознательно отталкивали и сторонились его. И Гринуй платил людям тем же. Он ненавидел и презирал их. Он был велик и гениален. И лишь одного ему не хватало для полного счастья - собственного запаха. Потому что, как ни крути, а самое заветное желание любого гения - это любовь и признание общества. Как бы ты его ни ненавидел, без этого твое счастье было бы не полным, как говорится. Ну, а уж если взялся ты создавать свой собственный запах, то понятно, что это должен быть самый замечательный, самый потрясающий на свете запах, а не вонь потных носков.

В фильме же сам факт того, что Гринуй был лишен запаха, подан как-то между делом, вскользь. А уж то, что люди вызывали в нем ненависть и отвращение, и вовсе не упоминается. В фильме Гринуя жалко. Несмотря на все убийства, ему хочется сочувствовать. И добиваются этого авторы фильма не только умышленным замалчиванием истинных (по книге) побуждений героя, но и актером, этого героя сыгравшим.

Англичанин Бен Уишоу создал образ несчастного молодого человека, которого природа наделила редким даром, лишив взамен простого и неотъемлемого качества любого человека, о котором мы даже и не задумываемся.

Еще одна удача этого фильма - роль Дастина Хоффмана. Его персонаж получился наиболее логичным и целостным. Мэтр сыграл на отлично - органично и тонко.

Конечно, нельзя не упомянуть визуально-художественную составляющую фильма. Операторская работа - выше всяких похвал. И мерзость нищего Парижа, и блеск высшего света, и красота природы - всё передано сочно (иногда даже слишком), ярко, выпукло.

Всё подчинено одной цели - заставить зрителя ощутить запах. Нет, даже вот так - "ЗАПАХ". Тут уж все средства хороши. Вплоть до закадрового голоса, на всякий случай поясняющего чем конкретно сейчас пахнет.

И всё-таки, подводя итог, вынуждена признать, что "Парфюмер" как фильм ничем не пахнет. Сама основа фильма - книга - отнюдь не шедевр. Но несомненные достоинства в книге есть. Тот же психологизм, например. В фильме же, повторюсь, вся соль книги выдохлась и испарилась, как запах рыжеволосой девушки. Осталась лишь красота картинки да сочувствие несчастному парню-инвалиду.
  
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments