Вещь в себе (ex_ex_mor77) wrote in kinoclub,
Вещь в себе
ex_ex_mor77
kinoclub

Categories:

"Помутнение" //Scanner Darkly

http://www.ljplus.ru/img/m/o/mor77/scanner5.jpg

Книга Филипа Дика, по которой снят фильм, без малейшего преувеличения может быть названа блестящей. В ней визионер и погруженный в создание собственной библии писатель еще не стал зацикленным, разыскивая миллион имен бога; его умение переплетать шизофренические картины, соединенное с киберпанковым хладнокровием, достигло своего апогея. "Помутнение" - это жуткое откровение, великолепное до самого последнего слова. Присущ ему и психологический ужас, и мрачноватый юмор, но самое главное - это колесо паранойи, которое раскручивается до самого упора на протяжение книги. Как вдыхаемый порошок, которой размывает предметы и открывает немного другую сторону бытия. История о скрытом за костюмом-болтуньей Бобе Аркторе, который вынужден следить за самим собой, его стремительное разрушение на фоне феерических диалогов торчков, - забыть "Помутнение", раз прочитав его, нельзя. Картина разговора с шефом, в котором тот, также облеченный в безликий костюм, спокойно сообщает Арктору о том, что из мозговых клеток Боба вряд ли осталась неповрежденной хоть одна, выбита в памяти, как чеканка. С самой первой сцены, в которой торчок ожесточенно снимает с себя несуществующих насекомых, и до равнодушия Донны, безликой и бездушной мертвой звезды погибающего города, "Помутнение" задавало новую ступень для тех из писателей, кто когда-либо возьмется за погружение в чужое сумасшествие.

http://www.ljplus.ru/img/m/o/mor77/scanner2.jpg

Когда я узнала об экранизации, то следила за новостями с ревностью и опасением. Как взяться за такую вещь? В чем причина того, что прекрасный первоисточник может дать на выходе посредственный фильм? Ведь иногда недостаточно обвинений в плохой работе отдельных специалистов, просто получается не то. Сумеет ли режиссер поймать всю суть книги, трансформируя ее и выражая по-своему, или мы получим на выходе выхолощенную дешевку? Потенциал "Помутнения" ничуть не менее "Страха и ненависти в Лас-Вегасе" или историй Пелевина; это культ, отражение философии и зеркало субкультуры. Волнение отнюдь не праздное, учитывая, что главные роли должны были исполнять Киану Ривз, Вайнона Райдер и Дауни мл., а Голливуд в таких вещах обычно следует по пути наименьшего сопротивления, вычленяя из великих вещей жалкую любовную линию.

http://www.ljplus.ru/img/m/o/mor77/scanner3.jpg

Но Линклейтер снял мои опасения первыми кадрами фильма, во-первых, выбрав идеальную форму визуальной подачи, во-вторых, снимая настолько близко к тексту, что это меня искренне поразило, в-третьих, использовав выразительный саундтрэк, а в-четвертых, не чураясь своих находок. То, что многие немедленно окрестили "мультипликацией", на деле является очень удачным психоделическим решением. Черты лица людей, линии, силуэты в окружающей обстановке постоянно слегка двигаются, размываются, как это бывает под приемом различных веществ. Эта подвижность не дает остановится, мир плывет, живет своей собственной жизнью, и такая подача полностью отвечает духу книги. Одно это может сделать Линклейтера культовой персоной в узких кругах и оттолкнуть тех, кто не в теме. Абсурдная логика жизни Боба Арктора, который дружит с торчками и встречается с драгдилером, а затем надевает непроницаемый костюм, по которому дрейфуют сотни чужих лиц, и рапортует о том, что делает подозреваемый Боб Арктор, разворачивается неумолимо, неспешно. Во многих моментах "Помутнение" напоминает даже "Страх и ненависть в ЛАс-вегасе", но не конкретными моментами, а как раз внутренней логикой фильма. Паранойя возрастает под музыку Radiohead, почему-то неуловимо напоминает рваную озвучку "Города грехов" и его же улицы. Киану Ривз демонстрировал бездны тоски погибающего человека, которому не из чего выбрать, окружающие танцевали джигу психованных наркоманов, а Вайнона Райдер совершенно не походила на Вайнону Райдер (тм), она была как раз такой отрешенной, внереальной женщиной антисекс, каковой ей и полагалось быть. И ко всему - этот ненормальный юмор, которого не было слишком много или мало, он просто присутствовал, возникая, как неожиданный поворот. Как говорил в интервью сам режиссер, он хотел сделать черную комедию, непривычную и причудливую. Диалог непонимающего, что от него хотят, Арктора с придурковатыми врачами вполне может занять место рядом со сценой у ресепшна в "Страхе и ненависти". После первых двадцати минут я была готова назвать кино идеальной экранизацией, но...

http://www.ljplus.ru/img/m/o/mor77/scanner4.jpg
А потом что-то случилось. Линклейтер, похоже, ни на миг не забывал, что история, которую он экранизирует, это история полного распада и потери себя с настолько необычной, неправильной даже надеждой в конце, что она вызывала страх. В итоге режиссер полностью забыл о самоиронии и юморе, увлекшись кривой во тьму. Он нагнетал обстановку, старательно переписывал из книги диалоги, он стал до тошноты серьезен, и это сделало фильм скучным. "Помутнение" можно назвать каким угодно - странным, непривычным, шокирующим, потусторонним, но никак не скучным, а Линклейтер честно сделал последние части фильма не зрелищем, не погружением, а обязанностью. Пропустив в конце пафосную речь и дав Вайноне Райдер снова превратиться не в Донну, а в Вайнону Райдер, а затем завершив сценой едва ли не из "Детей кукурузы", Линклейтер похерил все, что создавал, сделав из прекрасной вещи кино так себе. Он внезапно потерял нерв, причем сделал это в самом емком и важном месте картины. И я сижу сейчас и спрашиваю себя - как же ему так отказало чувство ритма, что он не смог удержаться на высокой планке? Очень обидная утрата.


http://www.ljplus.ru/img/m/o/mor77/scanner1.jpg
В любом случае, "Помутнение" стоит посмотреть, это бесспорно. В нем достаточно исключительно удачных сцен. Оно содержит в себе нужное настроение, а первая половина фильма изумляет тем, что дает как раз того Филипа Дика, который должен быть, а не упрощения а-ля Ридли Скотт. Но, как и многим картинам, ему отчетливо не хватает авторской самоиронии.

Вердикт: самая точная по духу экранизация Филипа Дика. К сожалению, не вообще, а из существующих.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 29 comments