desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Categories:

"Полиция Майами. Отдел нравов" (реж. Майкл Манн))

Эффектно, сдержанно, захватывающе

Фильм Майкла Манна «Полиция Майами. Отдел нравов» (по мотивам одноименного сериала) стал приятным подарком в довольно однообразном летнем репертуаре, переполненном неуклюжими комедиями и мелодрамами. Манн — мастер жанрового кино, чей предыдущий фильм «Соучастник» с Томом Крузом в неожиданной роли жестокого убийцы, безусловно, запомнился зрителям.

В «Полиции Майами» с первых же кадров понятно: режиссер поставил перед собой четкую задачу — держать зрителя в состоянии постоянного напряжения, не давать ему ни минуты покоя, заставлять его смотреть на экран не отвлекаясь. И делает он это чрезвычайно профессионально; а профессионализм, в первую очередь, заключается в умении избежать штампов, банальностей, многими слоями покрывших жанр криминального боевика, в котором, собственно, и выполнена «Полиция Майами».

Например: здесь нет никакой финальной битвы Самого Главного Хорошего Парня с Самым Главным Подонком. Лишь очередная полицейская операция, но снятая чрезвычайно эффектно. Впрочем, постановка сцен противоборств и перестрелок — это еще одна победа Манна над голливудским стандартом. Моментальный, летящий монтаж, острые ракурсы, работа актеров, даже озвучивание — по всем компонентам боевые эпизоды выполнены безукоризненно. Конечно, сравнение — это не самый лучший способ анализа, но здесь его трудно не применить. Потому что камера у Манна в такие моменты превращается в соучастника событий, то припадая к земле, то покрываясь пылью или водой, то изламывая ракурс в неожиданном скачке и таким образом усиливая эффект присутствия до максимума. Потому что огнестрельное оружие у него и звучит именно как оружие, — сухими, цепкими очередями, а не гремит, словно отбойный молоток. И персонажи, в которых попадают пули, не танцуют еще 10— 15 минут и не отлетают на сто метров, а падают убитыми на месте. Примеры можно множить.

Но ведь не только стрельба…

Для каждого эпизода Манн и оператор фильма Дион Бибе пытаются создать и собственную визуальную атмосферу. Перелет над морем сияет красками почти гламурной туристической картинки. Напряженные диалоги сняты с плеча, в мрачных полусумерках. Время от времени вкраплены очень красивые и уместные документальные эпизоды уличной жизни. Уже упомянутые перестрелки — на светотеневых контрастах. Манн, заметно, вообще любит играть со светом, и здесь он дал себе волю. Часть световой партитуры фильма — также настойчивый мотив монитора, экрана. Экраны и камеры везде, они мигают бессонными окошками, не оставляя героев ни на мгновение, но их назначение — не столько выплескивать в кадр информацию, сколько разогревать общую паранойю: очень быстро начинаешь ощущать, что в этом мире никто не в состоянии спрятаться ни от кого.

И еще один, важный и трудный для исполнения (потому что очень пострадавший от голливудского конвейера) компонент — любовная линия. Но и здесь Манн как умел, избежал многочисленных штампов. Без лишнего пафоса, слез или истерик — герои любят у него вполне естественно, все это — от признаний до соитий — сыграно без фальши. За это нужно благодарить мощный дуэт главных исполнителей — Колен Фаррел и Джейми Фокс в партиях, соответственно, детективов Джеймса «Сонни» Крокетта и Рикардо Таббса; среди женского состава нет равных звезде ранних фильмов Чжана Имоу, живой легенде китайского кино, Гон Ли в роли Изабеллы. Качество актерских работ позволяет режиссеру запустить финальный конфликт именно через любовную коллизию, когда стрелять начинают не потому, что кто-то кого-то разоблачил, а из-за избытка личных страстей; всю коллизию в идеале можно было бы вывести вообще на уровень высокой трагедии. Но и того, что есть, вполне достаточно.

Потому что Манн проделал действительно сложную работу — из инертной, замусоленной материи серийного «мыла» добыл чистую энергию жанра в его лучшем, насколько это возможно, виде.
Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments