cleverfish (cleverfish) wrote in kinoclub,
cleverfish
cleverfish
kinoclub

Возвращение\Volver

Режиссер: Педро Альмодовар
Актеры: Пенелопа Крус, Кармен Маура, Лола Дуэньяс, Бланка Портильо

Педро Альмодовар за сценарий к этому фильму получил в этом году каннскую ветвь, также как и пять актрис, снявшихся в нем. Это можно смело назвать триумфом. Даже несмотря на то, что приза за лучшую режиссуру испанцу не дали. Надо полагать потому, что режиссура тут настолько хороша, что не видна.

Раймунда, героиня Пенелопы Крус, со своей четырнадцатилетней дочерью и сестрой устраивают субботник на могиле своих родителей. Мимо проходит соседка, что ухаживает за выжившей из ума теткой Раймунды – она пришла протереть собственное надгробие. В Ла Манче принято покупать себе могилу заблаговременно. После кладбища женщины навещают ту самую тетку. Сестре Раймунды, что отлучилась в туалет, мерещится покойная мать… Женщины возвращаются в Мадрид. И на следующий день тетушка умирает. А Раймунда находит на кухне труп своего мужа зарезанного собственной дочерью – он приставал к ней и она пырнула подлеца ножом. Сообразительная Раймунда прячет труп в холодильнике ресторана, ключи от которого ей дал сосед…

Все это может показаться мрачным, но на самом деле фильм чертовски весел. И это вовсе не черный юмор. Это просто юмор и ситуации, которые вполне могли бы случиться в жизни, несмотря на все свою видимую нереальность. События следуют друг за другом, постепенно раскрывая характеры героинь. Актерская игра действительно на высоте. Если точнее, актрисская игра, потому что мужчины в кадре появляются лишь эпизодически. Пенелопа Крус, которая в Голливуде играет роли, хоть и главные, но все будто из-под штампа, раскрылась здесь, как никогда. Ну и «призрак матери» в исполнении Кармен Мауры местами даже вышибает слезу у особо впечатлительных зрителей.

Как и всякое хорошее кино, «Возвращение» создает свой собственный законченный мир. Правда на сей раз этот мир весьма своеобразен. В нем есть только женщины, связанные родственными или дружескими узами. Этому миру мужчины нужны только для зачатия. Мужчины вообще по определению - похотливые подонки способные только пить пиво, глазеть в «ящик» и изменять своим супругам, часто в извращенной форме. Страшно подумать, что станет с мальчиком, который вырастет в такой среде. Ведь важно даже не столько наличие отца в семье, сколько образ мужчины, пропагандируемый в ней. Если мать будет «продвигать» образы именно таких представителей сильного пола, то вырастать из юношей станут либо отморозки, либо гомосексуалисты. Альмодовар, как известно, гей и после этого фильма понимаешь, что его сделало таким, какой он есть. Намного лучше понимаешь, чем после его предыдущей ленты «Дурное воспитание», в которой режиссер мстил священникам, совращающим подопечных в приходских школах – он сам, очевидно, стал жертвой одного из таких в детстве. Но теперь-то ясно, что поп-педофил лишь довершил дело начатое матерью.

Самое забавное, что эти женщины, которые могут самостоятельно управлять рестораном, закапывать мужей, справляться с трудностями – вовсе не бизнес-вуменши. Данная категория записана Альмодоваром в изменники. Бизнес-леди – это женщины, предавшие мир женщин ради мира мужчин и начавшие играть по вражеским правилам. Режиссер, похоже, предпочел бы, чтобы, наоборот, мужчины всем скопом перешли в женский мир. Или даже так – чтобы все мы стали жить в бабской вселенной, которой правили бы симпатичные Раймунды с железным характером.

«Возвращение», конечно, сомнительное кино с точки зрения философии, продолжающее основной мотив фильма другого гея Франсуа Озона «8 женщин». Но как к предмету искусства к «Возвращению» не придерешься. Альмадовар снял свой «Амаркорд». Это пронзительная, обманчиво простая и при этом действительно сильная картина. После которой начинаешь бояться женщин, собирающихся в группы больше, чем по двое.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 27 comments