Маэлгон (maelgon) wrote in kinoclub,
Маэлгон
maelgon
kinoclub

Category:

“Последний из могикан” | “The Last of the Mohicans” (США, 1992)

Пока что мне так и не удалось посмотреть “Полицию Майами” Майкла Манна – довелось лишь прочитать некоторое количество отзывов на этот фильм: почти что все, как один, негативные. Но хотелось бы вспомнить, что авторитет Манна в киносреде достаточно высок, да и вообще ряд его фильмов представляет собой весьма достойное зрелище. Об одной из таких работ и пойдёт сейчас речь.

11.08.2006 17:55:29 belik
и вот еще бы Последнего из Могикан выложил - в противовес манновским Майами - мол, вот, человек умел когда-то ведь :)


Chingachgook: Great Spirit, Maker of All Life. A warrior goes to you swift and straight as an arrow shot into the sun. Welcome him and let him take his place at the council fire of my people. He is Uncas, my son. Tell them to be patient and ask death for speed; for they are all there but one - I, Chingachgook - Last of the Mohicans.


“Последний из могикан”
Режиссёр: Майкл Манн
Авторы сценария: Майкл Манн, Джон Балдерстон
В ролях: Дэниэл Дей-Льюис, Мэделин Стоу, Рассел Минз, Уэс Стади, Эрик Швейг, Джоди Мей, Стивен Уэдингтон
Композиторы: Тревор Джонс и Рэнди Эдельман
  • Страница IMDB

    Фильм, как вы понимаете, является экранизацией романа Фенимора Купера “Последний из могикан, или повествование о 1757 годе” (второго из пенталогии “Кожаный чулок” о Натаниэле Бампо – он же Зверобой, Соколиный Глаз, Длинный Карабин, Следопыт).

    1757 год. Англичане и французы успешно истребляют друг друга (а заодно и индейцев) за право обладания американскими колониями. Дочери английского полковника Монро Кора (Мэделин Стоу) и Алиса (Джоди Мей) намереваются пробраться в осаждённый французами форт Генри, которым командует их отец; девушек сопровождает майор Хейвард (Стивен Уэдингтон). Проводник-гурон Магуа (Уэс Стади) оказался предателем, и украсили бы скальпы бледнолицых пояса индейцев, но на помощь приходит охотник Соколиный Глаз (Дэниэл Дей-Льюис) с двумя спутниками – последними представителями племени могикан Чингачгуком (Рассел Минз) и его сыном Ункасом (Эрик Швейг). Они-то и проведут дочерей полковника в форт, да вот только Магуа, поклявшийся извести род Монро с лица земли, от своего намерения не отступится.

    Кстати говоря, от литературного первоисточника лично я как раз таки не в большом восторге: у Купера, на мой взгляд, бедноватый литературный язык. Конечно, я могу ориентироваться лишь на перевод, но Марк Твен в своей саркастической статье “Литературные грехи Фенимора Купера” разгромил оригинальный роман (после чего воспринимать исходное произведение всерьёз уже несколько затруднительно – Твен весьма остёр на язык). Так или иначе, но цикл Густава Эмара про охотника Валентина и его верного помощника-индейца Курумиллу мне в своё время понравился больше, хоть это по отношению к циклу о Бампо и взгляд с другой стороны: Эмар симпатизирует французам и их союзникам – гуронам, у Купера же главные герои англичане, а злодей Магуа как раз из племени гуронов. Впрочем, историю всё равно определённо стоит изучать не по романам, да и вообще речь идёт о фильме, режиссёр которого до съёмок произведение-первоисточник не читал. Что не помешало ему создать ленту, которая, на мой субъективный взгляд, является самой удачной экранизацией Купера и одним из лучших фильмом в приключенческом жанре.

    У Майкла Манна есть особое умение: несмотря на то, что обычный для его фильмов хронометраж составляет два часа, Манну удаётся удержать зрительский интерес на протяжении всего времени. Это, кажется, называется талантом, и наличие его у режиссёра весьма убедительно доказывают такие фильмы как “Схватка” и “Свой человек”. В данном случае Манн также с блеском продемонстрировал своё мастерство, и, подойдя к съёмкам со всей обстоятельностью, затмил прочие постановки по романам Купера. В фильме действуют настоящие индейцы, раскраска и вооружение которых в точности соответствуют реалиям 18 века. Несмотря на то, что сцены боёв изображены достоверно и без какого-либо смягчения, режиссёр не переходит грань, за которой натурализм битвы вызывает отторжения. О красотах природы, служащей фоном для истории об уходе в небытие целого индейского племени, и говорить не приходится: съёмки проводились в живописнейших уголках Северной Америки, куда практически не добралась ещё цивилизация.

    Актёрский ансамбль также достоин всяческих похвал. Дэниэл Дэй-Льюис славится обстоятельной подготовкой к каждой своей роли – он изучал чешский язык для приобретения нужного акцента (“Невыносимая лёгкость бытия”), по собственной инициативе провёл несколько месяцев в инвалидном кресле (“Моя левая нога”), работал на скотобойне (“Банды Нью-Йорка”). Для вживания в образ Бампо, Дэй-Льюис усиленно занялся бодибилдингом (для наращивания мышечной массы), начал выезжать на охоту, много времени проводил в лесу и даже научился разводить костёр менее чем за полминуты.
    Мэделин Стоу, играющая возлюбленную Натаниэля, Кору, демонстрирует, как её героиня, оказавшаяся в крайне суровых условиях, вынуждена пройти путь от светской дамы до “боевой подруги”. (Кстати говоря, хотя Майкл Манн обошелся в фильме без демонстрации обнаженного тела, любовные сцены “Последнего из могикан” некоторые критики до сих пор называют самыми убедительными).
    Уэс Стади, воплотивший образ Магуа, просто блестящ: притом, что актёр обходится практически безо всякой мимики, и лицо его будто высечено из камня, всю бурю эмоций мстительного индейца, жаждущего смерти своего врага, он передаёт великолепно.
    Из прочих исполнителей лично мне не слишком понравилась лишь Джоди Мей, игравшая младшую дочь Монро, – бледноватый вышел образ (хоть и с красивым финалом). Правда, есть здесь два смягчающих обстоятельства: 1) персонаж Алисы Монро в фильме вообще достаточно невыразителен; 2) по словам самой Мей, значительная часть её роли осталась на полу в монтажной.

    Под стать прочим составляющим и звуковая дорожка. Лучше всего, пожалуй, про неё сказал солист “Rolling Stones” Мик Джаггер: “Музыка к фильму просто завораживает, её хочется слушать и слушать. Жаль, что не я её написал”.
    Фильму даже с русскоязычным переводом повезло - нередки случаи, когда корявая локализация ленты напрочь убивает впечатление от просмотра или же изрядно портит удовольствие. В данном случае за перевод отвечает Леонид Володарский (не сами реплики начитывает, а именно автор текста), а это имя уже, в общем-то, знак качества со значительным запасом гарантии.

    Дополнительные сведения:

  • Съёмки в “Последнем из могикан” стали для Дэй-Льюиса следующим шагом после трехлетнего перерыва. Предыдущая работа - участие в фильме Джима Шеридана “Моя левая нога” (основанном на реальных событиях) - принесла актёру “Оскара” за роль инвалида, страдающего церебральным параличом с самого детства. В 1993 году он снялся в картине Скорсезе “Эпоха невинности”, после которой на Дей-Льиса посыпались предложения о работе; но отклонив многие заманчивые варианты, он предпочёл новое сотрудничество с Шериданом - ленту “Во имя отца” (также снятую по реальным событиям). Ради воплощения образа измождённого заключённого, Дэниэл был вынужден резко сбросить вес, набранный для роли Бампо.

  • Исполнивший эпизодическую роль английского капитана Пит Постлетуэйт, как и Дэй-Льюис, обучался в Bristol's Old Vic School. В фильме “Во имя отца” он сыграл отца героя Дэниэла (оба актёра за этот фильм были номинированы на “Оскар”).

  • Композитор Тревор Джонс, написавший большую часть музыкального сопровождения к фильму, затем выбыл из проекта из-за творческих разногласий с Майклом Манном. Тогда был приглашён Рэнди Эдельман, который и завершил работу. Впрочем, сам Эдельман был уверен, что музыкальные фрагменты его и Джонса легко различить меж собой.

  • На съемках фильма Джоди Мей постоянно находилась под неусыпным наблюдением своей матери, которая настояла, чтобы при монтаже из фильма вырезали любовную сцену Джоди с Эриком Швейгом (Ункас).

  • Сдача форта Генри командующим Монро французским войскам действительно имела своё место в истории. Но при нападении индейцев на колонну, покинувшую форт, английские военные не пострадали – они шли в авангарде, под охраной французов, и даже не знали о сражении. Жертвами атаки гуронов стали колониальные ополченцы и дружественные англичанам индейцы. (Сам Купер при написании романа опирался на воспоминания выживших в той битве). Впоследствии данный факт был использован английским командованием для подъёма колонистов на борьбу с французами. Во всех остальных киноверсиях полковник Монро выжил, будучи спасён Соколиным Глазом.









    Ссылки по теме:

  • Сайт фильма (с обширным фотоматериалом)

  • “The Kiss” - основная музыкальная тема фильма

  • “металлическая” версия той же мелодии - Cruachan “The Gael”

  • версия в исполнении коллектива “The Mohicans”

  • восьмиминутный трек из саундтрека - “Alice & Uncas Maguas Death”
  • Subscribe

    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

    • 35 comments