Даффи О'Брайен (irchen) wrote in kinoclub,
Даффи О'Брайен
irchen
kinoclub

Categories:

Беовульф и Грендель (Beowulf & Grendel)

«Беовульф и Грендель», Исландия-Канада, 2005. Реж. Стурла Гуннарсон. В ролях: Джерард Батлер, Стеллан Скарсгаард, Сара Полли.
Собственно, не так давно эта картина, еще не вышедшая у нас на лицензии, здесь обсуждалась, и меня попросили поделиться впечатлениями, когда посмотрю тоже. Что и делаю:) Да, замечу еще, что я смотрела не пиратский диск, а скачанный из интернета фильм на английском языке.

Скажу сразу: я разочарована. Очень. И не в последнюю очередь потому, что читала ранее интервью режиссера, в котором он клятвенно обещал строго следовать первоисточнику, перенося его на экран. А первоисточник – это, скажу я вам, англосаксонский (ни одного англосакса среди героев нет, напротив, они более похожи на скандинавов, но поскольку нашли «Беовульфа» в Англии, то и порешили, что он местного происхождения) эпос, который древнее, наверное, самой чертовой бабушки. Собственно, более ничего и знать о нем не надо человеку не читавшему (разве что прочесть для ликбеза). Главное – эта древность предполагает несколько (хе-хе, «несколько»!) иные отношения между людьми, и тем паче, иное их отношение к добру и злу. Не говоря уже о понимании, что со всем этим делать. Но Стурла Гуннарсон почему-то решил, что все-таки надо «Беовульфа» причесать под современного зрителя (ЗАЧЕМ????? ААААА!!!!). ...
Таким образом у Гренделя появился невинно (в глазах современного зрителя) убиенный отец, за которого сынок мстит, причем весьма избирательно: женщин и детей, добрая душа, не трогает. Такой вот монте-кристообразный персонаж. И, разумеется, в трактовке Гуннарсона он даже не fucking troll, как полагают поначалу «пострадавшие» (король Хротгар и его дружина), а человек, но такой… ммм… своеобразный северный Маугли, только почему-то одетый по последней моде тех времен. Словом, Грендель - воплощенное Зло (чье происхождение и мотивы в эпосе никому неинтересны. Он – Зло, и это все, что имеет значение) становится жертвой, воин Беовульф, подвигами зарабатывающий себе место в Валхалле, - ближе к концу фильма превращается в настоящего моралиста (причем мораль, которую он отстаивает, относится к совсем другим векам), и даже сооружает убиенному Гренделю погребальный костер и напутствует его в последний путь чем-то вроде «Спи спокойно, дорогой Грендель!» Итог: если это эпос, то его кастрировали, причем не в самой лучшей клинике.
Теперь о хорошем. Это, прежде всего, картинка. Природа Исландии – как раз то, что нужно: в ней самой, кажется, живет эпос. Другое дело в том, что картинки недостаточно… Второе: Стеллан Скарсгаард. Вот именно ТАКОГО Хротгара, каким его решил изобразить Гуннарсон, он сыграл отменно. Впрочем, я не припоминаю, чтобы Стеллан когда-либо играл плохо. Третье: христианский священник-эпилептик, да и вообще вся «религиозная составляющая» фильма, в особенности метания короля данов из язычества в христианство и обратно. Думается, верно подмечено. В эпосе эти метания тоже наблюдаются. Что делать: писано в переломную эпоху. Ну и Джерард Батлер, безусловно, этой роли ПОДХОДИТ НА ВСЕ 200%. Даже и представить себе не могу, кому бы костюм Беовульфа подошел лучше. А в остальном жаль, жаль, жаль… Ах, да! Костюмы еще хороши. Кстати, сейчас Роберт Земекис готовит свою версию. Почитала. Узнала, что он намерен использовать и актеров, и анимацию, и ужаснулась. Кастинг тоже не внушает доверия. Ибо люди там, конечно, задействованы уважаемые (Энтони Хопкинс, Джон Малкович), но лица у них совсем не той фактуры, не той. Впрочем, есть и подходящие физиономии: Рей Уинстон, Робин Райт, Брендан Глисон. Словом, шут его знает. Бывает же, что чего-то очень ждешь, и надежды не оправдываются (как в случае с этим «Беовульфом»), но бывает и наоборот.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 59 comments